Боевые армейские вертолеты


Генеральный конструктор Сергей Викторович МИХЕЕВ...

Сегодня визитной карточкой фирмы КАМОВ принято считать соосную схему ее вертолетов. Действительно, за 50 лет Камовская школа научного и практического конструирования винтокрылых аппаратов единственная в мире смогла освоить и довести соосную схему до широкого практического применения. Однако, характерной чертой этой визитной карточки в равной мере следует считать насыщенность вертолетов с эмблемой "Ка" современным бортовым радиоэлектронным оборудованием. ОКБ под руководством выдающегося авиационного конструктора Николая Ильича Камова было образовано в 1948 году для создания корабельных вертолетов в интересах ВМФ. Вертолеты Ка-25, Ка-27, Ка-29 и Ка-31 захватили безраздельное господство среди винтокрылых машин корабельной (палубной) авиации страны. Ка-27 Для ОКБ Камова характерно также то, что оно при проектировании конкретных образцов винтокрылых машин не замыкалось в рамках использования одной схемы аппарата. Весь творческий путь фирмы подтверждает это.

Основатель ОКБ Н.И. Камов строил автожиры одновинтовой схемы, винтокрыл поперечной схемы Ка-22 установил восемь мировых рекордов, проекты десантно-транспортных вертолетов продольной схемы оказались невостребованными в свое время и ожидают своего "звездного часа". Фирма продолжает совершенствовать соосную схему, а при создании армейского вертолета нового поколения Ка-60 и его гражданской модификации Ка-62 вновь обратилась к одновинтовой схеме, но с рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Ка-60 Владение всеми основными схемами винтокрылых машин обеспечивает фирме наиболее успешное и полное выполнение требований заказчика при проектировании аппарата военного или гражданского назначения. В качестве примера можно сослаться на компактные маневренные корабельные вертолеты соосной схемы, обладающие простой техникой пилотирования. Именно они оказались способными успешно базироваться на судах малого водоизмещения, подверженных существенной качке и располагавших малоразмерными взлетно-посадочными площадками. В этом военные моряки убедились по результатам сравнительных испытаний вертолетов Ка-15 и Ми-1 на крейсере "Михаил Кутузов". Компактность вертолета соосной схемы и простая техника пилотирования аэродинамически симметричной машины остались незыблемыми приоритетами для военных моряков и тогда, когда в ВМФ появились авианесущие корабли. Простая техника пилотирования соосного вертолета в сочетании с насыщенным бортовым комплексом оборудования позволяют одному пилоту на вертолетах Ка-27, Ка-28 нового поколения осуществлять поиск подводных лодок и надводных кораблей в любое время года, в простых и сложных погодных условиях. Кстати, один пилот на большинстве машин с эмблемой "Ка" - это тоже камовская фирменная черта.

Исторически сложилось так, что лидером в создании корабельных вертолетов для флота оказалось ОКБ Камова, а в строительстве вертолетов для сухопутных войск страны доминировал Московский вертолетный завод. Разделение сфер влияния между ними жестко поддерживалось на государственном уровне. ОКБ Камова неоднократно пыталось проникнуть на поле деятельности своего соперника, но границы фирмы Миля были надежно защищены от атак претендента. При разработке многих новых вертолетов в стране фирма Камова выступала с альтернативными предложениями. Например, в 1953 году соперником вертолета Ми-6 был винтокрыл Ка-22, в 1969 году с Ми-24 конкурировал Ка-25Ф, а в 1976 году началось соревнование между Ка-50 и Ми-28. Необходимо отметить, что высокая мобильность вертолетов, возможность их базирования на грунте, уникальная способность взлетать и садиться на ограниченные неподготовленные площадки привлекли внимание наших военных еще в начале 1950 годов. Однако, лишь десятилетием позже накопленный полигонный опыт позволил начать применение с них средств поражения по наземным целям. В это время за рубежом на основании опыта использования вертолетов в Корее и Индокитае пришло понимание того, что они стали такой же неотъемлемой частью военной техники, как самолеты, танки и бронетранспортеры. В июне 1965 года в США была сформирована первая аэромобильная дивизия для участия в боевых действиях во Вьетнаме, которая включала разведывательные вертолеты ОН-13 "Сиукс", огневой поддержки UH-1В, многоцелевые UH-1D и тяжелые транспортные СН-47 "Чинук" общей численностью 428 машин. В 1967 году десантно-транспортный вертолет Ми-4А был оснащен комплексом вооружения, включавшим противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) "Фаланга", неуправляемые авиационные ракеты (НАР) калибра 57 мм, бомбардировочное вооружение и подвижную крупнокалиберную установку. Применять указанные средства поражения с использованием оптических прицелов можно было только днем в простых метеорологических условиях. По сравнению с ним первый отечественный специально спроектированный боевой корабельный вертолет Ка-25, впервые поднявшийся в воздух в 1961 году, поиск и атаку атомных подводных лодок мог выполнять круглосуточно в течение года и в любых погодных условиях. После завершения государственных испытаний строевые части получили около 150 вооруженных вертолетов Ми-4АВ. Боевое крещение этих вертолетов состоялось в ходе арабо-израильской войны. Египетские Ми-4 с использованием ПТУР уничтожили половину танков одной из бригад 162-й израильской бронетанковой дивизии. Через пять дней израильские вертолеты американской модернизации "Ирокез" в одном из вылетов с применением ПТУР уничтожили 90 египетских танков, не потеряв при этом ни одной машины. Несмотря на ошеломляющий успех вооруженных вертолетов по уничтожению танков в локальных войнах, стало очевидно, что их господство может быть полностью ликвидировано при соответствующей организации противовоздушной обороны бронетанковых подразделений. Поэтому для огневой поддержки войск на поле боя и уничтожения бронированных подвижных целей потребовалось создание специализированных боевых вертолетов.

В 1968 году новый боевой вертолет по тактико-техническим требованиям, утвержденным Главнокомандующими сухопутных войск и ВВС, было принято решение создавать на конкурсной основе. На суд заказчиков ОКБ Камова и Миля представили в своих аванпроектах боевые вертолеты Ка-25Ф и Ми-24 соответственно, имеющие транспортные кабины для перевозки десантников. В отличие от них в США при создании новых боевых вертолетов была принята другая концепция: боевая машина является носителем средств поражения, а десантников и грузы перевозит вооруженный вертолет. Командование ВВС и руководство МАП отдали предпочтение аппарату Московского вертолетного завода. Немалую роль в данном выборе сыграли более предпочтительная размерность машины с взлетной массой около 10000 кг, а также ее унификация с хорошо отработанным в серии вертолетом Ми-8. Безусловно, на положительном решении в пользу Ми-24 сказался немалый опыт ОКБ Миля по созданию вертолетов в интересах сухопутных войск. Тактико-технические требования на разработку и постройку Ми-24 оказались настолько высокими, что реализовать их сразу промышленность оказалась не в состоянии. Вследствие этого было принято решение о постройке последовательно трех модификаций машин с поэтапным наращиванием летно-технических характеристик. Для развертывания серийного производства и освоения нового вертолета в строевых частях на первом этапе был построен Ми-24А (1970 год) с комплексом вооружения его предшественника Ми-4АВ. Через два года его дополнил Ми-24Д с новым полуавтоматическим комплексом управляемого противотанкового оружия и скорострельным подвижным четырехствольным пулеметом. Еще через три года началось серийное производство Ми-24В, полностью отвечающего требованиям Министерства обороны. Концепция применения вертолетов в сухопутных войсках сначала базировалась на создании десантно-штурмовых бригад (ДШБ), включавших в штатный состав боевые вертолеты Ми-24, вооруженные десантно-транспортные Ми-8Т с турбовальными двигателями ТВ2-117 и транспортные Ми-6. Позднее была образована армейская авиация, в которой Ми-8Т заменили на модернизированные вертолеты Ми-8МТ с двигателями ТВ3-117, а Ми-6 - на новые сверхтяжелые Ми-26. В начале 90-х годов эти вертолеты были переданы в авиацию сухопутных войск, ставшую новым родом войск Вооруженных Сил страны. Заслуга Московского вертолетного завода и Генерального конструктора М.Л. Миля в создании вооруженных вертолетов для сухопутных войск, а потом и боевого Ми-24 бесспорна. Всей силой своего таланта и авторитета он всемерно способствовал появлению армейских винтокрылых боевых машин, а также совершенствованию тактики их применения. Однако Милю не суждено было увидеть воплощение своих идей и замыслов.

После смерти Михаила Леонтьевича работы по созданию семейства вертолетов Ми-24 успешно завершил его преемник Генеральный конструктор М.Н. Тищенко. По сравнению с предшественником Ми-4АВ винтокрылый штурмовик Ми-24 представляет собой более совершенную мобильную платформу для мощного и точного оружия. Функция поиска целей с помощью обзорно-поисковой оптической системы и атака бронетехники с применением ПТУР возлагалась на оператора. На Ми-24Д и Ми-24В устанавливалась полуавтоматическая радиокомандная система наведения ПТУР "Фаланга-П" и "Штурм" соответственно. Стрелково-пушечное вооружение существенно зависело от модификации вертолета: от крупнокалиберного подвижного пулемета калибра 12,7 мм (Ми-24Д, Ми-24В), двухствольной неподвижной скорострельной пушки калибра 30 мм (Ми-24П) до подвижной пушки ГШ-23 калибра 23 мм на турели (Ми-24ВП). На балочных держателях под крылом могло размещаться оружие контейнерного типа, НАР и бомбы. Как и на Ми-4АВ применение средств поражения по целям на поле боя с использованием оптических систем было возможно днем в простых погодных условиях. Вертолет Ми-24Д (промежуточная модификация), принятый на вооружение армии в 1976 году, существенно превосходил по эффективности американского соперника АН-1S "Кобра-ТОУ", серийный выпуск которого начат в 1977 году. Этот боевой вертолет с взлетной массой 4500 кг был оснащен ПТУР "ТОУ" с полуавтоматическим наведением в цель по проводам, подвижной пушкой калибра 20 мм на турели и НАР. Необходимо обратить внимание на различие в тактике применения Ми-24 и АН-1S. Отечественные винтокрылые штурмовики, как правило, сами ищут цели, после чего осуществляют их атаку.

Американские боевые вертолеты работают совместно с малозаметным вертолетом-разведчиком ОН-58D "Кайова" (взлетная масса 1400 кг), который осуществляет для них целеуказание. Американские военные уже в то время поняли, что без надежной разведки и точного наведения ударный вертолет не выживет на поле боя. Одновременно с созданием и совершенствованием боевых вертолетов происходило оснащение мотомеханизированных и бронетанковых войск как у нас в стране, так и за рубежом зенитными ракетными и ствольными комплексами (3РК и 3СК). Они образовали подвижную объектовую противовоздушную оборону (ПВО), обеспечивающую защиту бронетехники в обороне, на марше и в боевых порядках на поле боя. В числе зарубежных самоходных 3РК следует отметить "Чапарэл" (США, 1968 г.); "Стингер", установленный на БМП (США, 1978 г.); "Роланд-2" (США, 1980 г.), а среди 3СК - "Гепард" (ФРГ, 1978 г.) и "Йорк" (США, 1981 г.). Схематично объектовая ПВО может быть представлена в виде перевернутого зонтика. Радиальное сечение защитной зоны ПВО в обобщенном виде для современных ЗСК и ЗРК представлено на рис. 1. Цифрами 1 и 2 на нем обозначены возможные положения боевого вертолета при прямом контакте с ЗСК и ЗРК, бронетехникой с целью их обнаружения и атаки. Сверху, в зависимости от удаленности вертолета, указано допустимое время его пребывания в зоне действия ЗСК и ЗРК, по истечении которого он может быть поражен с вероятностью, близкой к единице.

Рис.1. Защитная зона ПВО

Для выполнения атаки даже предварительно разведанной цели ударный вертолет вынужден появиться в зоне видимости ПВО для ее обнаружения и распознавания, что требует вполне определенных временных затрат. Поэтому при атаке бронетехники с рубежей, удаленных до 4 км (зона совместных действий ЗСК и ЗРК), боевые вертолеты Ми-24 располагают считанными секундами на прицеливание, применение средств поражения и экстренный уход за укрытие или преграду. В этом случае М-24 могут применять только НАР и стрелково-пушечное вооружение, время на прицеливание и стрельбу для которых исчисляется 2-3 секундами. Пуски ПТУР с рубежей до 4 км невозможны, так как необходимое время их подготовки к старту и наведения на цель почти вдвое превышает работное время ЗСК и ЗРК. Неуправляемое ракетное и стрелково-пушечное оружие Ми-24 имеет эффективную прицельную дальность стрельбы не более 1,5...2 км. В связи с этим они в каждой атаке вынуждены идти на опасное сближение с комплексами ПВО. Необходимо констатировать, что объектовое ПВО полностью лишило Ми-24 возможностей атак прикрытых ею целей с рубежей, удаленных на 2...4 км. На поиск цели и ее атаку с рубежей 4...6 км (максимальная дальность ПТУР "Фаланга-ПВ" и "Штурм"-5000 м) ЗРК дает Ми-24 не более 15...20 секунд. Применение ПТУР с указанных дальностей по совокупно затрачиваемому времени на обнаружение и распознавание цели, прицеливание, пуск и наведение ракеты в цель практически невозможно из-за превышения работного времени ЗРК. Таким образом, применение вертолета Ми-24 для уничтожения целей, прикрытых объектовой ПВО, стало невозможным. Его удел - локальные военные конфликты, в которых противник таким ПВО не располагает.

Вертолет Ми-24 выдержал суровую проверку почти в 30 локальных конфликтах и оправдал возлагавшиеся на него надежды в условиях неорганизованного объектового ПВО. Созданный для Европейского театра военных действий, в условиях высокогорья и высоких температур наружного воздуха в Афганистане он существенно утратил свою эффективность. Потребовался комплекс доработок по увеличению мощности двигателей и расширению арсенала средств поражения, что неизбежно сказалось на увеличении его полетной массы. В Афганистане ему впервые пришлось встретиться с системой ПВО объектов. Ее преодоление для нанесения ударов приводило к неоправданным потерям. По оценке военных Ми-24 утратил маневренность вследствие большой массы, которая была обусловлена его многоцелевым назначением: наносить удары и выполнять задачи по переброске десанта. В США на замену АН-1S "Кобра-ТОУ" форсированно создавался в это время боевой вертолет нового поколения. Проводиться три конкурса нескольких вертолетных фирм с постройкой экспериментальных образцов и их оценкой в полигонных условиях с учетом противодействия объектовой ПВО. В результате появился вертолет АН-64А "Апач", который с 1984 года стал выпускаться серийно и по всем параметрам превзошел Ми-24. В отличии от Ми-24 "Апач" создавался как элемент разведывательно-ударного комплекса, в который входил также и вертолет разведчик ОН-58D. В состав его комплекса бортового оборудования входила оптическая, телевизионная, тепловизионная и лазерная аппаратура разведки, целеуказания и подсвета целей в интересах "Апача", самолетов или артиллерийских и ракетных установок, расположенных на закрытых позициях. Все, что было изложено выше в части анализа боевых возможностей и эффективности армейских вертолетов, а также тактики их применения постоянно систематизировалось специалистами ОКБ Камова с момента проигрыша в конкурсе вертолета Ка-25Ф с Ми-24.

Руководство фирмы понимало, что наступит такой момент, когда ОКБ будет вновь привлечено к конкурсу на боевой вертолет нового поколения. Чтобы выиграть в предстоящем конкурсе, необходимо было обосновать собственное видение-концепцию применения боевых вертолетов в новых условиях. Важно было заблаговременно проработать в ней новые, нестандартные подходы совместно со специалистами НИИ МАП, ВВС и сухопутных войск. Эта новая концепция применения ударных винтокрылых штурмовиков, инициируемая специалистами ОКБ, должна была стать неотъемлемой частью новой доктрины проведения наземно-воздушной операции отечественных сухопутных войск. Такой момент наступил в 1975 году. Министерство обороны заказало ОКБ Н.И. Камова и ОКБ М.Л. Миля постройку на конкурсной основе боевых экспериментальных вертолетов для выбора одного из них на смену Ми-24. На суд экспертов фирма КАМОВ представила одноместный вертолет Ка-50 соосной схемы с двумя ГТД ТВ3-117, бронированной кабиной от бронебойных пуль калибра 12,7 мм и осколков снарядов калибра до 23 мм, катапультным креслом для спасения пилота, бортовым интегральным радиоэлектронным комплексом, мощным разнообразным вооружением, способный успешно поражать заданные цели и выживать в условиях интенсивного огневого противодействия на поле боя в ХХI веке. Конструкторы фирмы КАМОВ и военные специалисты при создании Ка-50 в основу концепции его применения положили два основополагающих принципа. Первый из них предусматривает наилучшим образом использование накопленного опыта по применению оружия с дальностей до 5 км по сравнению с существующими отечественными боевыми вертолетами. Этому, в частности, способствует система аппаратурного обмена информацией между вертолетами в группе, с вертолетом-разведчиком, самолетами и командными пунктами для получения точного целеуказания. Второй принцип базируется на обеспечении возможностей поиска и атаки целей с рубежей более 6 км, находящихся вне пределов опасной зоны ПВО. Этот так называемый "принцип длинной руки" на вертолете Ка-50 удалось осуществить благодаря способности обзорно-поисковой системы обнаруживать и распознавать танк на дальности до 10 км, а ПТУРу "Вихрь" - поражать его на расстоянии до 8 км с высокой вероятностью.

Методика применения ударных Ка-50 базируется на выполнении низковысотных полетов с использованием маскирующих свойств местности вне пределов видимости ЗСК и ЗРК. Затем производится кратковременный "подскок" для обзора впереди лежащей поверхности с последующим уходом за укрытие. При необходимости "подскоки" повторяются со сменой укрытий с целью максимально затруднить возможность обнаружения вертолетов объектовой ПВО. Боевой тактический прием по обнаружению и распознаванию бронетехники противника, прикрытой ПВО, представлен на рис. 2.

Рис.2.Тактика применения боевого вертолета

Фрагмент боевой операции с применением ударных вертолетов Ка-50 представлен на рис.3. Цифрами 1, 2, 3 на нем обозначены возможные позиции боевого вертолета для обнаружения и распознавания целей, а цифрами 4- рубежи атаки с применением ПТУР.

Рис.3.Фрагмент боевой операции

К моменту начала проектирования новой машины конструкторы фирмы КАМОВ, ряд ученых и военных практиков пришли к пониманию того, что романтический период господства боевых вертолетов над танками закончился с образованием эффективной объектовой ПВО. Винтокрылый штурмовик лишился возможности самостоятельно разведывать цели, а потом их уничтожать. Для осуществления разведки он не располагает необходимой аппаратурой. Предстояло избавиться от иллюзий о том, что обзорно-поисковая система (ОПС) вертолета может эффективно использоваться для разведки малоразмерных подвижных целей типа танк или БМП и особенно замаскированных. Задача ОПС состоит в том, чтобы обеспечить обнаружение уже разведанной цели и распознать ее. Чем более точно определены координаты цели в процессе разведки и быстро переданы на борт вертолета, тем летчик с помощью ОПС быстрее ее обнаружит. С образованием армейской авиации в стране, а потом авиации сухопутных войск разведка целей в интересах ее боевых вертолетов стала такой же необходимой, как и для боевых самолетов, входящих в состав других родов авиации. На винтокрылые штурмовики должна работать сбалансированная система разведки, включающая космическую, авиационную, агентурную и другие необходимые составляющие. В своем составе она должна иметь вертолеты-разведчики, воздушные командные пункты управления и авиационных наводчиков на передовых позициях подразделений сухопутных войск, оснащенных аппаратурой для передачи координат целей боевым вертолетам. Для осуществления разведки целей в интересах боевых вертолетов армейской авиации (Ми-24 и Ка-50) фирма КАМОВ параллельно с созданием боевого вертолета нового поколения разрабатывала вертолет- разведчик на базе новой винтокрылой армейской машины Ка-60. Он должен был аппаратурно взаимодействовать с системой разведки ("Взмах"), имеющей также летательные аппараты-разведчики целей на дальних рубежах. Его проектирование было доведено до защиты эскизного проекта и макета, а также создания комплектов аппаратуры для опытных образцов машины. Известные события, связанные с развалом СССР, не позволили довести этот проект до реализации.

Для ведения разведки целей армейская авиация может использовать беспилотный вертолет Ка-137. В настоящее время строится опытный образец. Неоценимую помощь для вертолетов армейской авиации и комплексов ПВО по своевременному выявлению боевых вертолетов противника сможет оказать вертолет радиолокационного дозора Ка-31. Он способен с помощью мощной РЛС в любых погодных условиях на дальностях 100...150 км обнаруживать воздушные цели, в том числе низколетящие. Двадцать целей Ка-31 способен взять на автосопровождение с передачей данных о них автоматически на командные пункты. Вертолет Ка-50, ныне известный как "Черная акула", был подвергнут жесткой проверке в процессе сравнительных с Ми-28 государственных испытаний (1984-1986 г.г.) в условиях, близких к боевым. Головными институтами МАП и ВВС Ка-50 был выбран в качестве победителя в конкурсе для замены Ми-24. Он превосходил своего соперника по летно-техническим, взлетно-посадочным и маневренным характеристикам, боевой живучести, эксплутационной технологичности и эффективности вооружения. В качестве примера: Ка-50 имел на 1000 м более высокий статический потолок, в 2 раза большую вертикальную скороподъемность на высоте 2500 м, более высокую вертикальную перегрузку и на 3000 м большую максимальную дальность пуска ПТУР с заданной вероятностью попадания в цель. После завершения государственных испытаний в 1995 году указом Президента Ка-50 принят на вооружение армии России, с 1991 года выпускается серийно на ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина". По критерию "эффективность-стоимость" в своем классе ему нет равных в мире. Ка-50 Вертолет Ка-50 в полной мере отвечает визитной карточке фирмы КАМОВ: уникальная соосная схема, насыщенный бортовой интегральный комплекс оборудования и вооружения, а также один пилот. Фирма КАМОВ продолжает совершенствование боевых вертолетов семейства Ка-50. В 1997 году построена его ночная модификация. В 1997 году в июне впервые поднялся в воздух вертолет Ка-52 "Аллигатор" - многоцелевой всепогодный боевой вертолет, двухместная модификация Ка-50. Ка-52 В 1999 году построен натурный макет боевого Ка-50-2 с тандемным расположением пилотов. Впервые в мировой практике вертолетостроения на базе одного вертолета-носителя для взыскательного заказчика предлагаются: Ка-50 с одним пилотом, Ка-52 с расположением двух кресел "бок о бок" и Ка-50-2 с тандемным расположением двух кресел пилотов. Российская фирма КАМОВ объявила о создании новой модернизации широко известного вертолета Ка-50. Им стал вариант вертолета Ка-50-2, предлагаемый в качестве конкурента по программе АТАК боевого вертолета Турции. Боевые ударные вертолеты составляют основу армейской авиации. Именно они определяют ее мощь, адаптивность к различным условиям боевых действий и быстро изменяющейся тактической обстановке. Первым боевым ударным вертолетом России нового поколения является одноместный Ка-50 "Черная акула". В жесткой конкурентной борьбе он выиграл тендер министерства обороны, в 1995 году принят на вооружение армии и выпускается серийно. Вертолет построен по соосной схеме несущих винтов, которая обеспечила ему достижение среди боевых вертолетов наивысших значений энерговооруженности, вертикальной скороподъемности и статического потолка. Отсутствие рулевого винта и существенно меньшие моменты инерции позволяют ему в сочетании с вертикальной перегрузкой 3,5 ед. выполнять маневры, недоступные другим вертолетам, для занятия в кратчайшее время выгодной атакующей позиции.

По критерию "эффективность - стоимость" Ка-50 не имеет себе равных среди всех существующих боевых вертолетов. Тем не менее, опыт применения боевых вертолетов почти в 30 локальных конфликтах показал, что успех армейской операции зависит не от удачных одиночных действий винто-крылых штурмовиков, а от эффективности группы в целом, в которую они входят. С целью расширения тактических возможностей вертолета-штурмовика Ка-50 фирма КАМОВ предлагает в дополнение к нему двухместные модификации по схеме "бок о бок" и "тандем". Существенной особенностью всех перечисленных модификаций является их высокая унификация между собой. Конструктивные отличия, тем не менее, позволяют достигнуть максимальной эффективности, благодаря открывающимся дополнительным возможностям, которые реализуются при различных конструктивных решениях кабин. Каждый пилот на двухместной машине может пилотировать вертолет без ограничений. Командир экипажа и группы во время управления воздушной операцией и поддержания связи с командными пунктами наземных войск свободен от пилотирования машины. Информационно-управляющее поле кабины экипажа оптимизировано как для решения задач управления группой винтокрылых штурмовиков, так и успешного применения всего арсенала средств поражения. Экспортный вариант Ка-50-2, принимающий участие в тендере по выбору боевого вертолета для турецких наземных войск, успешно выдержал первый этап соревнований с зарубежными конкурентами "Тигр", "Мангуста" и "Апач". Турецкие летчики, пилотировавшие вертолет Ка-50-2, единодушно отметили необычно легкое управление вертолетом и высочайшую маневренность, особенно в условиях высокогорья Уникальность базового вертолета-носителя Ка-50 позволяет фирме КАМОВ быстро реализовать пожелания заказчика. На авиасалоне в Ле Бурже была продемонстрирована модель вертолета Ка-50-2 "Erdogan", удовлетворяющая всем требованиям тендера по программе АТАК для Турции. Впервые в мировой практике вертолетостроения на базе одного вертолета-носителя взыскательному Заказчику на выбор представляется три варианта винтокрылого штурмовика: с одноместной кабиной, двухместной кабиной с креслами "бок о бок" и с тандемным расположением кресел. При этом сохраняются высочайшие летно-технические характеристики базовой конструкции.

Информация с сайта http://www.kamov.ru

Hosted by uCoz