Ракета средней дальности Р-90






Ракета средней дальности Р-90 (НАТОвское обозначение AA-17 ARCAIM)(впрочем, название древнего города тут не при чем это аббревиатура, которая буквально расшифровывается как “активно радарная корректируемая воздушного перехвата ракета”) - была создана в 1998 году специально для вооружения перспективного создающегося винтокрылого перехватчика Ми-24.10 “Синий дракон”, для борьбы с самолётами противника, летящих на скоростях до М3 на дальности до 55км. Двухступенчатая схема, в качестве первой ступени которой был выбран двигатель ракеты Р-77(РВВ-АЕ) обеспечила новой ракете уникальные массогабаритные (112кг) и разгонные характеристики и максимальную скорость до М5,3.

Гиперзвуковая ракета даёт возможность носителю поразить первому самолёт противника вооружённый ракетами средней дальности и не дать истребителю противника произвести эффективное сопровождение и захват. Вначале первая ступень разгоняет систему до скорости в М4, после она сбрасывается и срабатывает стартовый двигатель второй 110мм ступени, разгоняющий ракету, стартовая масса которой всего 36кг (для сравнения – ГСН Р-77 весит 16кг, а БЧ - 15), до скорости в М5,3. Маршевый двигатель ракеты работает циклически. Когда скорость ракеты падает до М4,5, двигатель разгоняет вторую ступень до расчётной скорости – и так трижды.

Система наведения активно-радарная, с радиокомандной коррекцией, вертолёт также подсвечивает цель радиолокатором “Копье”, что даёт расчетную вероятность попадания при условии применения противником пассивных и активных помех и интенсивном маневрировании на траектории до 0,85-0,95.

Однако, реально предельная дальность пуска в 55км в переднюю полусферу противника практически не может быть реализована, ибо радар “Копье” имеет дальность обнаружения в пределах 45-50км, а электронно-оптическая система и того меньше – 35км. Радар Ми-28Н, имеющий дальность до 10км и радар “Арбалет”, которым вооружены Ка-52 соответственно, ещё больше ограничивают эффективность применения системы и решение о комплектации этим оружием вышеуказанных машин не было принято, ввиду явной нецелесообразности. Таким образом, единственным носителем Р-90 являются вертолёты Ми-24ВПМ и, существующий пока в трёх экземплярах, высокоманевренный Ми-24.10. Тем не менее, ракета имеет великолепные маневренные характеристики и может перехватывать объекты с маневрирующие с перегрузкой до 15 единиц.

Ракеты размещаются на укороченных законцовках крыла вертолёта на АПУ, сбоку которого предусматривается крепление ПУ-621 для ракеты Р-60КМ. В комплектации с высокоэффективной пушкой, ПТУР и НАР модернизированные и новейшие экспериментальные вертолеты могут эффективно выполнять функции эскорта и огневой, а так же противовоздушной поддержки наземных войск, что не сказывается отрицательным образом на выполнение машинами противотанковых операций.

По мнению аналитиков Р-90 превосходит по сумме характеристик Р-77 примерно в 1,5 раза, при “игрушечной” для ракет средней дальности массе БЧ – 2,7кг. Прецизионная точность и мощный кинетический поражающий фактор, а так же новейшая схема БЧ радиального взрыва полностью компенсируют легкость БЧ. Осуществлены учебные пуски по трансзвуковым мишеням с расстояния в 45км (один с земли, другой с вертолёта) и, несмотря на интенсивное противодействие РЭБ обе ракеты поразили цель. (Стоит отметить, что до этого было произведено ещё четыре пуска (три с воздуха), правда в этих случаях, мишени не маневрировали и не ставили помехи.) – все цели были поражены.

Ракета имеет и аэродинамические и газодинамические рули.

Но, особенности пуска с винтокрылой платформы, в условиях маловысотного полёта, заставили изменить конструкцию АПУ и даже снабдить двигатель первой ступени стартовым разгонным блоком. На малой высоте катапультная система пуска не удовлетворяет тактическим требованиям – ракета просто может врезаться в землю. А старт с рельсовой направляющей АПУ грозит помпажем двигателем вертолета, всвязи с чем, ракету оснастили предстартовым ускорителем, запускавшим ракету на расстояние, на котором мощный двигатель первой ступени уже не угрожает помпажем.

Возможна комплектация этими ракетами ударных самолётов Су-24, Су-34, Су-39, МиГ-27, при условии дооборудования БРЭО соответствующими системами. В таком случае оборонительные возможности фронтовых истребителей и штурмовиков значительно повысятся, по сравнению с комплектацией их ракетами Р-77, ибо, дальность новейшей ракеты не уступает Р-77, а скорость и точность оставляют РВВ-АЕ далеко позади.

Поставки на экспорт ракеты Р-90 пока не планируется, и вся её электронная “начинка”, позволяющая автономно захватывать цель класса F-16 с дистанции 17км является тайной за семью печатями. Не последнюю роль играет и масса ракеты – всего 112кг (для сравнения Р-73 промежуточной дальности весит 108кг).

ТТХ новой ракеты значительно превышают ТТХ аналагичных российских и, тем более, американских высокоманевренных ракет средней дальности, но радиокомандный компонент в цикле наведения не дает вооружать данной системой истребители (исключение составляет только МиГ-31, дорабатываемый под новое оружие). Начало серийного выпуска планируется на конец 2002 года.

Прислал Андрей Шитяков


Hosted by uCoz