Михаил Никольский

  • Внешняя схожесть американского боевого вертолета АН-64 "Апач" и российского Ми-28 зачастую приводит к рассуждениям о том, что заокеанская конструкция нами скопирована. Хотя оба вертолета предназначены для решения одних и тех же задач, прежде всего поражения бронетехники, существует различный подход к их боевому применению и, как следствие, к проектированию.

  • Оба вертолета имеют схожую компоновку; и с расстояния примерно 3000 м при определенных углах наблюдения их трудно различить. Ми-28 несколько больше по размерам и тяжелее "Апача". Так как на Ми-28 применяется больший по диаметру несущий винт, чем на "Апаче" (17,2 м у Ми-28 и 14,6 у АН-64А), фюзеляж Ми-28 на 1,9 м длиннее, хотя площадь поперечного сечения вертолетов примерно одинаковая. Российский вертолет на три тонны тяжелее американского, а отношение нормального взлетного веса к мощности двигателей у Ми-28 лучше. Ми-28 может "прикладываться" к земле без серьезных последствий для экипажа с вертикальной скоростью снижения 15,4 м/с, в то время как у "Апача" эта скорость ограничена 11,69 м/с.

    Вертолет Ми-28
    Вертолет Ми-28

  • Конструкция обоих вертолетов по прочности рассчитана таким образом, чтобы выдержать попадание снарядов калибра 23 мм. В то же время у Ми-28 шансов выжить в бою гораздо больше, чем у "Апача", за счет лучшей бронезащиты. У зарубежных машин броней прикрыта лишь кабина экипажа, а зачастую она отсутствует вообще. Основной упор делается на внезапность действий и маневренность вертолетов. Такой подход обусловлен опытом локальных войн. Действительно, война во Вьетнаме и арабо-израильские конфликты продемонстрировали высокую живучесть вертолетов. Так, относительные потери (число сбитых, отнесенное к количеству боевых вылетов) винтокрылых машин оказались гораздо ниже, чем у самолетов. Не секрет, что при разработке "Апача" и "Тигра" предполагалось, что главным театром военных действий для них станет Европа. Но ведь ПВО армий бывшего Варшавского договора, а теперь России (особенно в отношении выучки летного состава) не идет ни в какое сравнение с ПВО Сирии или Египта, не говоря уже о зенитных формированиях южно-вьетнамских коммунистов. Поэтому если и искать аналогии в истории, то найти их можно скорее в действиях штурмовой авиации времен второй мировой войны. Советский Союз имел на вооружении знаменитые "летающие танки" Ил-2, немцы за войну проделали путь от небронированных пикировщиков Ju-87 до штурмовых бронированных вариантов той же "штуки" и истребителя FW-190. С тех пор насыщенность передовых позиций средствами ПВО только возросла и несомненно, что у бронированного вертолета больше шансов выжить над полем боя, чем у его неприкрытого броней, пусть даже более маневренного собрата.

  • Возвращаясь к Ми-28 и "Апачу", необходимо отметить, что несмотря на тяжелую броню, в маневренности Ми-28 не уступает "Апачу". Это во многом определяется величиной горизонтального разноса шарниров несущего винта: чем больше эта величина, тем лучше маневренность вертолета. Разнос шарниров Ми-28 - 6 %, "Апача" - 4 %. Пятилопастный несущий винт Ми-28 эффективнее четырехлопастного винта, установленного на АН-64А, особенно на малых скоростях, и имеет меньший уровень вибраций; последнее очень важно при прицеливании. Обзор из кабин летчика и стрелка "Апача" ограничен: вперед-вниз - боковыми спонсонами с электронным оборудованием, назад - двигателями. У Ми-28 плавность боковых обводов передней части фюзеляжа ничем не нарушается, и лица летчиков - ближе к панелям остекления. В то же время площадь остекления кабины американской машины значительно больше. Панели остекления кабины АН-64 имеют незначительную выпуклость, а на Ми-28 - плоские, способные создавать в кабине однонаправленные блики (так называемый "прожекторный эффект"), мешающие считыванию показаний приборов. В целом же обзор из кабины Ми-28 не хуже, чем у "индейца".

  • Па первый взгляд пушки на обоих вертолетах одинаковые: одноствольные автоматические, калибром 30 мм, установлены на турелях с примерно одинаковыми углами обстрела. На самом деле разница между ними огромная. Пушка М-230 разработана специально для "Апача", это относительно легкое орудие весом 54 кг, его скорострельность 750 выстрелов в минуту. На Ми-28 установлена пушка 2А42, позаимствованная у БМП-2. Это орудие совершенно другого класса. Минутный залп 2А42 весит 301 кг, а минутный залп М-230 - 147 кг. Армейская пушка не настолько боится загрязнения или "неделикатного" обращения, как специализированная авиационная, к тому же она менее чувствительна к перегреву ствола при стрельбе. Кстати, в печати не раз появлялись сообщения, что стрельба из пушки "Апача" возможна лишь короткими очередями, требования же к стрельбе очередями из орудия 2А42 гораздо более мягкие.

  • Применение пушки 2А42 на Ми-28 позволило резко повысить огневую мощь вертолета, но в то же время поставило серьезные проблемы. Масса пушечной установки - порядка 200 кг, а отдача при стрельбе гораздо выше, чем у авиационных пушек. Размещение пушки на турели повлекло за собой местное усиление конструкции (растет вес пустого вертолета). При стрельбе из-за высокого импульса отдачи и наличия плеча до центра массы создается момент раскачивания вертолета, соответственно ухудшается точность стрельбы; особенно ярко этот эффект проявляется при поворотах турели, близких к прямому углу. Тем не менее представители московского вертолетного завода утверждают, что точность стрельбы из пушки на Ми-28 выше, чем у АН-64А. Боезапас у "Апача" 1200 снарядов, у Ми-28 их всего 250, но для уничтожения цели вертолету Ми-28 требуется меньше снарядов, учитывая гораздо более высокую эффективность его орудийной установки (по различным оценкам в 3-4 раза).

  • Помимо пушки, на четырех подкрыльевых узлах у обоих вертолетов подвешивается разнообразное вооружение. Главным калибром являются ПТУРы: "Хеллфайр" - у "Апача", "Атака" - у Ми-28. Количество их одинаково и у того, и у другого - 16. ПТУР "Хеллфайр" имеет лазерное наведение, и его применение ночью проблематично. ПТУР "Атака" имеет радиокомандное наведение, соответственно нет каких-либо ограничений по прозрачности атмосферы при его применении, но зато система наведения подвержена влиянию радиопомех.

    Вертолет AH-64
    Вертолет AH-64

  • Вертолеты-конкуренты имеют примерно одинаковый по составу и возможностям бортовой комплекс обороны, включающий разбрасыватели И К ловушек и дипольных отражателей и приемники, предупреждающие о лазерном радиолокационном облучении. Однако прицельно-пилотажная система "Апача" гораздо совершеннее, чем системы Ми-28. "Апач" оснащен системой TADS/PNVS, позволяющей эффективно использовать вооружение и безопасно пилотировать вертолет на любых высотах в любое время суток, на российском же вертолете подобной системы не существует. В систему TADS/PNVS входят оптическая система прицеливания, инфракрасная система ночного видения, телевизионная система, способная работать в условиях низкой освещенности, и лазерный дальномер-целеуказатель. Система TADS/PNVS имеет достаточно высокий уровень комплексирования подсистем, к примеру, информация от ИК системы переднего обзора может выводиться и в кабину летчика, и в кабину оператора вооружения. На российском вертолете систем ночного видения нет, а уровень комплексирования бортовой электроники даже ниже, чем на АН-64А, хотя Ми-28 и разрабатывался несколькими годами позже. Таким образом, из-за отсутствия современных оптоэлектронных систем первоклассный боевой вертолет, превосходящий "Апача" как летательный аппарат, по комплексу боевых возможностей все же уступает "Апачу" (симпатии и антипатии их командования, поскольку раньше деловых контактов с фирмами Миля и "Макдоннел Дуглас" шведские военные не имели. Прежде чем остановиться на "Апаче" и Ми-28, шведы рассмотрели практически все боевые вертолеты мира: Белл AH-1W "Супсркобра", Агуста А-129 "Мангуста", Еврокоптер "Тигр", Атлас CSH-2 "Руивалк" и Ка-50.

  • 7 октября 1995 года Ил-76 доставил Ми-28А № 042 на базу 21-го истребительного авиакрыла в Лулсо. Здесь, на территории Северного военного округа, Ми-28А выполнил два учебно-боевых задания: бой с охватывающей группировкой и удар по объектам в глубокой обороне противника.

  • Решение задач сводилось к имитации нанесения повторных ударов с разных направлений по целям на реальном тактическом фоне. В качестве "своих" войск и "целей" демонстрировались основные боевые танки Strv 121 и БМП Strf 90. Вертолету Ми-28А противодействовали ЗРК ближнего действия RBS-90 и ЗСК LVKV 90, а также истребители JA-37 "Вигаен".

  • Реальных боевых стрельб Ми-28А не выполнял, но применение всех видов вооружения имитировалось. Обзорно-прицельная система функционировала безукоризненно, и даже не имеющим соответствующего уровня подготовки шведским операторам работать с ней было легко. Испытания продемонстрировали высокую вероятность обнаружения целей, быстроту приведения вооружения в боеготовность и возможность применения оружия с максимального удаления от цели.

  • На полигоне в Видзеле "двадцать восьмая" отработала однодневную программу боевых стрельб всеми видами оружия. Вертолет пилотировался шведским экипажем.

  • Пуск ПТУР 9М114 "Штурм" выполнялся с висения по цели, удаленной на 900 м, а пуск 9М120 "Атака" - с горизонтального полета на скорости 200 км/час и удаленности цели на 4700 м. Обе ракеты прошли на расстоянии около 1 м от танка-мишени. Шведы сочли такой результат хорошим, а сохранение точности попадания при увеличении дальности и скорости полета носителя - поразительной.

  • Пуск НАР С-8КОМ производился из двух блоков Б8ВВ20А с горизонтального полета при скорости 160 км/час на дальность 2000 м и с кабрирования* (угол 16-18 градусов, скорость 220 км/час) на дальность 4000 м. Основная часть ракет накрыла площадь длиной 400-600 м и шириной 100-200 м. Результаты пуска с 2000 м были признаны приемлемыми, а с дальности 4000 м - удивительно хорошими. Во время одного из пусков из-за нерасчетного режима применения НАР произошел помпаж** одного из двигателей вертолета. Электронный регулятор вывел второй двигатель на максимальную мощность, но экипажу удалось благополучно посадить машину. Российским специалистам шведский летчик объяснил, что на любом другом знакомом ему типе вертолета подобный инцидент мог закончиться весьма печально.

    Вертолет AH-64
    Вертолет AH-64

  • После стрельб на полигоне Ми-28А совершил перелет почти в 1000 км в Центральный военный округ. Здесь, на реальном тактическом фоне, были выполнены еще две учебно-боевые задачи: сдерживание механизированных сил и поддержка наступления танковых частей, а затем в Линче-пинге состоялся второй показательный полет. Всего "Техническая демонстрационная программа" Ми-28 заняла три недели и около 30 летных часов.

  • В конечном итоге, шведы оценили Ми-28 как очень прочный и надежный вертолет, хорошо пригодный к эксплуатации в полевых условиях, с высокой живучестью. Ни один полет нс был сорван из-за неисправностей механических систем. Техническое обслуживание мог выполнять личный состав срочной службы под руководством офицера-техника. Особенно подчеркивалось, что Ми-28 оказался способным эффективно выполнять боевые задачи в соответствии с западной конт опцией использования противотанковых вертолетов. Ми-28 ориентирован на российскую тактику нанесения удара с ходу, когда внешнее управление действиями экипажа сведено к минимуму. Шведы "исповедуют" западную тактику - пуск ПТУР на максимальную дальность практически со стационарной позиции в складках местности (перед пуском ракеты вертолет "подпрыгивает") с предварительной разведкой цели и выдачей целеуказания экипажу боевого вертолета.

  • Самым крупным недостатком Ми-28А шведы отметили невозможность его применения в ночном бою, выразив уверенность в том, что Ми-28Н будет способен справиться с такой задачей.

  • В отношении "Апача" отмечалась чрезмерно высокая сложность бортового оборудования и систем. Для его обслуживания требуется длительная подготовка инженерно-технического состава.

    * Довольно опасная фигура пилотажа, иначе называемая "позой кобры": нос машины задран вверх, хвост опущен книзу.
    ** Отсутствие тяги в двигателе.



  • Hosted by uCoz