AH-64D

На рассвете 16 января 1991 года спокойное небо над Ираком взорвалось в тот момент, когда операция “Щит пустыни” превратилась в операцию “Буря в пустыне”. Началась воздушная война в Персидском заливе, и офицер ВВС США по связям с общественностью проинформировал собравшихся представителей средств массовой информации, что в 03 часа 30 минут большое число реактивных самолетов ВВС, авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США нанесли удар по объектам в самом сердце Ирака. И, как будто вспомнив, он добавил: “В налете приняли участие также вертолеты огневой поддержки АН-64А “Апач” армии США”.

Однако же в действительности честь пролить первую вражескую кровь в воздушной войне против Ирака выпала на долю именно армейской авиации оперативной группы “Нормандия” 101-й аэромобильной дивизии армии США. Важнейшей боевой задачей оперативной группы “Нормандия”, в состав которой входили две ударные группы (“Красная” и “Белая”) по четыре вертолета огневой поддержки АН-64А “Апач” в каждой, был вывод из строя основных центров системы противовоздушной обороны (ПВО) Ирака, которые прикрывали 150-километровый маршрут полета самолетов союзной авиации, выделенных для нанесения удара по позициям иракских оперативно-тактических ракет “Скад”.

В роли передовых авианаводчиков ударных групп вертолетов “Апач” выступали два вертолета сил специальных операций ВВС США MH-53J “Пейв Лоу”. Вертолеты “Пейв Лоу” вместе с одним вертолетом огневой поддержки “Апач” остались барражировать вблизи границы Ирака на случай, если бы они потребовались дня проведения поисково-спасательной операции. Тем временем вертолеты “Апач” из состава ударных групп “Красная” и “Белая” продолжали полет к назначенным им объектам на высоте 15 м над землей, ниже нижней границы радиолокационного поля системы ПВО противника. Фактически сражение началось в 02 часа 38 минут, когда выпущенные с вертолетов “Апач” ракеты класса “воздух — поверхность” с лазерной системой наведения уничтожили иракские позиции средств ПВО со 100-процентной точностью.

Почти 10 лет назад мне представилась возможность лично познакомиться с вертолетом огневой поддержки АН-64А “Апач” в Форт-Хантер-Лиггетт, штат Калифорния, США. Хотя за время военной службы я налетал несколько сотен часов на вертолетах UH-1D “Хью” и ОН-58 “Киова” и даже выполнил парочку коротких перелетов на вертолете AH-1Q “Хью Кобра”, никакой из вышеназванных вертолетов не произвел на меня столь глубокого впечатления, как “Апач”. Когда “Апач” стоит, прижавшись к бетонке и низко опустив свой хвост, то выглядит как потомок гигантской доисторической стрекозы, которая каким-то образом скрестилась с танком. Разглядев подвешенные под коротко обрубленными плоскостями пакеты направляющих для управляемых ракет “Хеллфайр” и контейнеры с 70-мм неуправляемыми авиационными ракетами, а также устрашающе высовывающийся из-под носовой части ствол 30-мм автоматической скорострельной авиационной пушки М-230 “Чейн Ган”, никто не усомнился бы в том, что перед ним — квинтэссенция грозной летающей боевой машины. Эта машина не вызывала в подсознании никаких ассоциаций с грациозностью и политической правильностью, как не умоляла и присвоить ей какое-нибудь изящное наименование. “Апач” — прирожденный воин.

Персидский залив был всего лишь полигоном



Уже в то время, когда вертолеты АН-64А “Апач” доказывали свои боевые возможности в ходе войны в Персидском заливе, радикально модернизированный вариант этого вертолета начинал быстро вырисовываться на чертежных досках конструкторского бюро компании McDonnell Douglas Helicopter Systems в городе Меса, штат Аризона, США. О новом вертолете, получившем наименование AH-64D “Лонгбоу Апач”, писали, что он “в несколько раз превосходит существующую машину”. В наши дни все представляется как “многократно улучшенный” вариант чего-то, будь то двигатель с турбонаддувом или еще какой-нибудь супер-пупер-агрегат. Будучи в душе скептиком, я предпочел бы не торопиться с высказыванием своего мнения, но вскоре выяснилось, что в данном конкретном случае сомневаться, не приходится. По правде говоря, “многократно улучшенный” было недостаточно сильно сказано.

Одним из первых остановочных пунктов в ходе проводимой редакцией Soldier of Fortune инспекции деятельности вертолетостроительного предприятия фирмы McDonnell Douglas была рота “А” 1-го батальона 14-го полка армейской авиации, чтобы узнать мнение военных летчиков о вертолете “Лонгбоу Апач”. Это авиационное формирование, которым командует майор Патрик Гарман, занимается переучиванием на вертолет AH-64D летчиков-инструкторов и наземного технического персонала.

Будучи ветераном операции “Буря в пустыне”, Гарман принимал участие в боевых действиях сначала как пилот вертолета АН-64А “Апач”, а затем как командир роты “А” 1-го батальона 3-го полка армейской авиации. В дополнение к обычным боевым задачам ему довелось приобрести уникальный опыт, участвуя в операциях по пленению бегущих иракских военнослужащих с использованием вертолета “Апач”. Это, по его словам, странное задание выглядело так: он садился, убеждался, что иракцы не вооружены, кидал им несколько коробок с суточным рационом и говорил, чтобы они направлялись в сторону позиций войск коалиции.

Имея опыт боевых полетов на вертолете АН-64А, майор Гарман быстро подытожил свое впечатление о вертолете AH-64D одним лишь словом “Устрашающий!” Хотя обыкновенно о новых системах говорят, что они являются эволюционными, Гарман, имея в виду вертолет “Лонгбоу Апач”, предпочитает слово “революционный”. Вскоре мне ничего иного не оставалось, как целиком с ним согласиться.

Переучивание с мод.“А” на мод.“D”



В настоящее время осуществляется переоборудование существующих вертолетов “Апач” мод.“А” в мод.“D” и переучивание летных и наземных экипажей. Летный состав 1- го и 14-го полков армейской авиации получит теоретическую подготовку и пройдет обучение на тренажерах в компании McDonnell Douglas Training Systems, а затем получит летную практику под руководством пилотов-инструкторов компании McDonnell Douglas Helicopter Systems. Выпуск первой группы переучивающихся на вертолет “Лонгбоу Апач” армейских летчиков и авиационных техников запланирован в феврале 1997 года, а затем эти выпускники до апреля 1999 года будут готовить в городе Меса других армейских летчиков. Переподготовка летного состава с вертолета АН-64А на вертолет AH-64D предусматривает 200 часов классных занятий, 32 часа занятий на тренажерах и 20 летных часов. Обслуживающий персонал проведет 168 часов в учебных классах и целых 748 часов — на практической работе на технике.

На первый взгляд вертолет “Лонгбоу Апач” не особенно отличается от вертолета “Апач”: установленный на мачте над ротором бульбообразный обтекатель РЛС, удлиненные контейнеры с авиационной электроникой и более насыщенная приборами с представлением информации в цифровой форме кабина пилотов. Но переоборудование, безусловно, затрагивает не только лишь внешний вид машины. В ходе переоборудования вертолет разбирают до самого каркаса. Снимается абсолютно все: электропроводка, приборы, системы оружия... остается голый корпус.

Все жгуты электропроводки заменяются на новые, облегченные. Улучшенные газотурбинные двигатели 701C фирмы General Electric не только имеют более высокие рабочие характеристики, но и обеспечивают более высокую степень защиты от ракет с инфракрасной головкой самонаведения благодаря системе подавления тепловой сигнатуры. Эта уникальная система подает холодный воздух в больших объемах для обдува выхлопных сопел, а также смешивает холодный воздух с горячими выхлопными газами и направляет их в сторону от корпуса вертолета, тем самым значительно уменьшая тепловой сигнал, на который наводятся инфракрасные ракеты. В дополнение вертолет “Лонгбоу Апач” имеет возможность бороться с системами оружия противника с помощью автомата стрельбы ракетами-ловушками и автомата разбрасывания противорадиолокационных дипольных отражателей, а также системы радиоэлектронного подавления инфракрасной аппаратуры.

Но даже с наилучшей аппаратурой противодействия в бою высока вероятность того, что рано или поздно вас собьют. Будет ли это Абдул, который даст очередь из автомата Калашникова или из 12,7-мм зенитного пулемета ДШК, либо Борис, который попытается свалить вас очередью 23-мм осколочно-фугасных снарядов из четырехствольной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4, результат может быть плачевным. Если броневая защита вертолета “Апач” признается очень хорошей, то живучесть вертолета “Лонгбоу Апач” — исключительно высокая. Имеющий самовосстанавливающиеся после повреждения пулями и осколками топливные баки и усовершенствованное баллистическое бронирование, этот вертолет практически неуязвим для 7,62-мм пуль, способен выдержать большое число попаданий 12,7-мм пуль и даже может пережить прямые попадания 23-мм осколочно-фугасных снарядов. Более того, если вертолет все же будет сбит, уникальная конструкция его кабины специально рассчитана на то, чтобы экипаж мог остаться в живых при ударе о землю с перегрузкой 20g. Все это в совокупности делает вертолет AH-64D на умопомрачительные 720% более живучим, чем его предшественник, АН-64А.

Летающий арсенал



Хотя AH-64D создавался специально как вертолет — истребитель танков, он может похвастаться впечатляющим комплектом вооружения, позволяющим ему решать самые разнообразные боевые задачи, от непосредственной авиационной поддержки наземных сил и подавления наземного противника до ведения воздушных боев. Под носовым выступом вертолета размещается 30-мм автоматическая скорострельная авиационная пушка М-230 с цепным электроприводом. Управление пушкой осуществляется с помощью системы прицеливания, которая размещается в специальном летном шлеме. Эта система интегрирована с прицелом-целеуказателем и с прибором ночного видения летчика, датчик которого размещается в носовой части вертолета “Лонгбоу Апач”. Когда наводчик смотрит на цель, небольшие инфракрасные датчики в его шлеме реагируют на сигналы источника инфракрасного излучения позади сиденья наводчика и передают данные на пушку. Пушка автоматически открывает огонь по той цели, на которую смотрит наводчик. Если датчики отметят рассогласование хотя бы в 3°, немедленно включается предохранительное устройство, и пушка прекращает обстреливать данную цель. Беззвенная система питания пушки, имеющей боекомплект 1200 бронебойных снарядов с осколочно-фугасным разрывным зарядом М-789, обеспечивает скорострельность 625 выстр./мин, что делает данную пушку устрашающим оружием в борьбе с большинством типовых наземных и воздушных целей.

На четырех подкрыльевых узлах подвески могут размещаться контейнеры с 70-мм неуправляемыми авиационными ракетами, противотанковые управляемые ракеты AGM-114L “Хеллфайр” с радиолокационной головкой самонаведения и зенитные управляемые ракеты “Стингер”. Кроме того, вертолет может нести подвесные топливные баки, которые существенно увеличивают дальность полета.

В ракете AGM-114L “Хеллфайр”, модифицированной для применения с вертолета “Лонгбоу Апач”, сохранена боевая часть двойного кумулятивного действия для уничтожения танков с динамическим бронированием, но применена новая радиолокационная головка самонаведения миллиметрового диапазона волн, благодаря которой реализуется принцип “Выстрелил — забудь”. В отличие от ракеты AGM-114F “Хеллфайр” с лазерной системой наведения, которая требует, чтобы наводчик подсвечивал цель лазерным лучом до момента попадания в нее ракеты (вертолет при этом вынужден оставаться на виду у противника), ракета “Хеллфайр” с радиолокационной головкой самонаведения позволяет вертолету “Лонгбоу Апач” совершить подскок, осуществить пуск одной или нескольких ракет “Хеллфайр” и немедленно снова сесть, укрывшись от наблюдения и огня противника. С учетом возможностей РЛС управления огнем миллиметрового диапазона волн вертолет AH-64D “Лонгбоу Апач” способен автоматически обнаруживать, классифицировать, определять приоритетность поражения множественных целей и осуществлять пуск до 16 независимо наводимых ракет AGM-114L “Хеллфайр”... и все это за считанные секунды.

Рассеивая туман войны



Старое изречение “Не видишь цель — не можешь ее поразить” справедливо и для современного поля боя. Пыль, дым и прочие ограничивающие видимость явления способны буквально ослепить многие системы оружия, резко снижая их боевую эффективность. Но вышесказанное не относится к РЛС управления огнем миллиметрового диапазона волн, которая стоит на вертолете “Лонгбоу Апач”. Установленная в имеющем форму каштана обтекателе на мачте над ротором вертолета, эта РЛС весьма эффективно “рассеивает туман войны”.

В режиме обнаружения воздушных целей РЛС вертолета “Лонгбоу Апач” ведет круговой поиск, опознавая до трех категорий целей, а затем, используя технику передачи с высоким быстродействием, передает информацию о целях другим вертолетам.

В режиме обнаружения наземных целей РЛС вертолета “Лонгбоу Апач” ведет поиск в заранее выбранных секторах 15—90°; за несколько секунд она способна выделить до 1000 целей и категоризировать до 256 из них по пяти видам: колесные машины, гусеничные машины, машины со средствами ПВО, вертолеты и самолеты. Затем эта РЛС определяет приоритетность поражения целей и выдает на индикатор данные о 16 целях, которые должны быть поражены в первую очередь. Если в районе находятся свои войска, летчик может на экране своего многофункционального индикатора электронным карандашом нарисовать вокруг них круги, и тогда компьютер системы управления огнем воспретит ведение огня в эти “дружественные” зоны. Однако, если в запретную для ведения огня зону вторгнется транспортное средство противника, можно вручную отключить блокировку и открыть огонь по цели. В теории все это звучит великолепно, а вот как на практике?

Во время прошлогодних учений в Форт-Хантер-Лиггетт, штат Калифорния, которые имели целью первичные войсковые оценочные испытания новых вертолетов, восемь вертолетов АН-64А “Апач” и шесть вертолетов AH-64D “Лонгбоу Апач” были поставлены в очень сложные условия боевой обстановки, спрогнозированные для 2004 года. После 12 ночей и трех дней испытаний было зафиксировано 34 случая, когда вертолеты мод.“А” открывали огонь по своим, тогда как с вертолетами мод.“D” такого не случилось ни разу!

В отличие от созданных ранее аналогичных систем РЛС управления огнем вертолета “Лонгбоу Апач” оказалась исключительно эффективной не только в случаях, когда цели скрыты от наблюдения пылью и дымом, но и при неблагоприятных метеорологических условиях. В ходе недавних полевых учений в районе озера Чайна-Лейк, штат Калифорния, проводившихся четверо суток, два вертолета AH-64D “Лонгбоу Апач” выпустили 20 ракет “Хеллфайр” с радиолокационной головкой самонаведения и шесть ракет “Хеллфайр” с лазерной системой наведения по групповой цели из движущихся и неподвижно стоявших танков Т-72, неподвижных колесных машин и неизлучающих 23-мм зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4. В тех же испытаниях один вертолет АН-64А “Апач” выпустил 13 ракет с лазерной системой наведения. В условиях сильного задымления поля боя 90% ракет с радиолокационной головкой самонаведения попали в цель, тогда как из ракет с лазерной системой наведения не попала в цель ни одна.

В современном бою важно не только увидеть и поразить противника. Стало не менее важным также постоянно знать свое точное местонахождение. Это особенно справедливо для летчика в полете. В вертолетах “Апач” ранних моделей использовалась система навигации, в которой были интегрированы система индикации высоты-курса и допплеровская система измерения скорости ASN-137. Данные скорости и направления полета непрерывно сравнивались с заранее заложенными координатами, в результате система непрерывно отображала текущее местоположение вертолета относительно земли. Как бы хороша ни была эта система навигации, у нее был один существенный недостаток: с течением времени показания системы проявляли тенденцию “дрейфовать”, тем самым заставляя экипаж вертолета думать, что он находится в одном месте, тогда как в действительности он находился совершенно в другом (отстоящем иногда на несколько километров). Этот недостаток явился причиной единственного за почти 10 тыс. боевых вылетов вертолетов АН-64А “Апач” в ходе операции “Буря в пустыне” случая, когда “Апач” нанес удар по своим войскам. Экипаж вертолета, приписанного к 1-й пехотной дивизии, запутался, когда приборы вертолета показали иные координаты цели, чем те, которые были им сообщены наземными войсками. Решив полагаться на сообщенные наземными войсками координаты, а не на те, которые показывали приборы вертолета, экипаж ошибочно принял американские боевые бронированные машины за иракские. В результате выпущенные вертолетом две ракеты “Хеллфайр” уничтожили американские боевую машину пехоты М-2 “Брэдли” и бронетранспортер М-113. Двое американских военнослужащих были убиты, шесть человек — ранены.

Чтобы подобные инциденты больше не повторялись, в вертолете “Лонгбоу Апач” установлена сдублированная система навигации EGI, включающая две самостоятельные системы: глобальную военную спутниковую систему координат и инерциальную навигационную систему. Связанная с двумя десятками навигационных спутников, бортовая аппаратура автоматически вводит в систему скорректированные данные местоположения, обеспечивая высокую точность показаний бортовых навигационных приборов.

Сколько бы высокотехнологичного оборудования ни было на борту, оно окажется бесполезным, если не будет работоспособным. Наземный технический персонал, обслуживающий вертолеты АН-64А “Апач”, при отыскании неисправностей и ремонте использует аж целых 74 технических наставления общим объемом 32 000 страниц.

С вертолетом “Лонгбоу Апач” дело обстоит иначе. Поскольку быстрое и надежное обслуживание авиационной техники играет очень важную роль, в распоряжении наземных экипажей вертолетов “Лонгбоу Апач” сегодня имеется принципиально новое диагностическое средство: первое и единственное в своем роде в мире интерактивное электронное техническое наставление заменяет десятки печатных наставлений по обслуживанию и ремонту одним наколенным персональным компьютером и двумя компактными дисками. Этот компьютер, получивший условное наименование SPORT, на 23% сокращает время отыскания неисправности и на 60% — время производства ремонта.

“Джойнт Старз”



С незапамятных времен военачальники понимали, что важным условием победы является способность хорошо видеть поле боя и быстро и скрытно для противника передавать тактическую информацию и приказы. С того момента, как первый генерал приказал своему наблюдателю взобраться на дерево, чтобы ридеть сверху позиции противника, для всех военачальников стало желательным видеть поле боя с высоты. Деревья и вершины холмов уступили место аэростатам и бипланам.

Сегодня мы полагаемся на разведывательные спутники и самолеты-шпионы. Цель, однако, остается прежней — собрать и передать в реальном масштабе времени информацию о тактической обстановке.

Вертолет “Лонгбоу Апач” не только хорошо видит обстановку на поле боя, он может быстро обмениваться тактической информацией максимально с 15 различными радиосетями артиллерии и разведки, как воздушными, так и наземными. Безусловно, одной из важнейших среди них является сеть связи с разведывательным самолетом ВВС США Е-8 “Джойнт Старз”. Переоборудованный из гражданского “Боинга-707”, разведывательный самолет Е-8 “Джойнт Старз” способен с высоты намного больше птичьего полета орлиным зрением видеть сотни миль поля боя. Важнейшую роль в вопросе взаимодействия вертолетов АН-64D “Лонгбоу Апач” и самолетов Е-8 “Джойнт Старз” играет усовершенствованный быстродействующий модем для передачи данных, который позволяет экипажам вертолетов “Лонгбоу Апач” и самолетов “Джойнт Старз” быстро обмениваться тактической информацией в цифровой форме.

Вероятный сценарий их совместной деятельности может выглядеть так.

Самолет Е-8 “Джойнт Старз” обнаруживает колонну вражеских танков далеко за пределами максимальной дальности действия РЛС вертолета “Лонгбоу Апач” и оповещает об этом группу находящихся на базе вертолетов AH-64D.

Забравшись в кабину, экипажи вертолетов “Лонгбоу Апач” вставляют блок устройства передачи данных в предназначенную для него щель на панели инструментов. Устройство передачи данных, напоминающее видеокассету, содержит запись радиочастот, навигационных данных и сигналов системы опознавания “свой — чужой” для определенного полетного задания. Автоматически все данные переносятся в бортовой компьютер, и уже через 4 минуты вертолеты находятся в воздухе и готовы сражаться.

В то же самое время самолет Е-8 “Джойнт Старз” устанавливает предполагаемый маршрут движения танков, рассчитывает расчетное время прибытия колонны в заранее выбранную точку на маршруте и передает цифровое сообщение об этом, используя технику высокого быстродействия. Сообщение отображается на индикаторах членов экипажей находящихся в воздухе вертолетов “Лонгбоу Апач”.

Прибыв в точку перехвата, группа вертолетов “Лонгбоу Апач” зависает низко над землей, укрываясь за гребнем холма в 8 км от колонны вражеских танков. Командир группы вертолетов на короткое время включает свою РЛС управления огнем, осматривается, обнаруживает групповую цель и передает данные о ней остальным, чтобы начать скоординированную атаку. Действуя в группе, вертолеты “Лонгбоу Апач” могут атаковать противника, не выдавая себя включением на передачу всех своих РЛС управления огнем. Они осуществляют пуск смертоносных индивидуально наводящихся ракет AGM-114L “Хеллфайр”. Не проходит и минуты, как полк танков прекращает свое существование.

После ракетного удара командир группы вертолетов “Лонгбоу Апач” обобщает данные о результатах пуска ракет за всю группу и передает их на установленный на самолете Е-8 “Джойнт Старз” усовершенствованный модуль наземной станции, а также на другие наземные и самолетные станции управления. Завершив выполнение задачи, можно послушать музыку Глена Миллера.

Когда какую-нибудь систему усовершенствуют, то, прежде чем принять ее на вооружение, необходимо убедиться, что она отвечает заранее установленным стандартам. В случае с вертолетом АН-64D “Лонгбоу Апач” армия предъявила в том числе следующие требования к этой системе оружия: новый вертолет должен быть по меньшей мере на 20% более смертоносным и живучим по сравнению с вертолетом АН-64А “Апач”. После первичных войсковых оценочных испытаний ни у кого не осталось сомнений в том, что вертолет AH-64D “Лонгбоу Апач” является самым смертоносным и живучим многоцелевым боевым вертолетом в мире, что он отвечает требованиям обслуживания и ремонта и может быть принят на вооружение. По сравнению с вертолетом АН-64А “Апач” вертолет АН-64D “Лонгбоу Апач” оказался на 400% более смертоносным и на 720% более живучим, чем его предшественник.

Согласно первоначальному 5-летнему контракту 232 вертолета АН-64А “Апач” должны быть переоборудованы в AH-64D “Лонгбоу Апач”. В последующем все 750 вертолетов “Апач” армии США пройдут переоборудование. При стоимости переоборудования одного вертолета менее 8 млн долларов США не приходится сомневаться, что в будущих сражениях переоборудованные вертолеты “Лонгбоу Апач” многократно окупят себя.

Автор Ричард Шерроу


Hosted by uCoz