Интервью перед полетом не даем

Капитан Вадим - вертолетчик. Летает на Ми-8. Участвовал в первой чеченской войне, четыре месяца уже на второй, и ему порядком надоело воевать, хотя вообще любит ездить в командировки. Дома у него осталась молодая жена с пятилетним сыном, наверное, поэтому по прошествии четырех месяцев в Чечне его сильно тянет домой. Он борттехник, кроме него в экипаже еще есть командир и штурман, но на этой войне, как и на предыдущей, пилоты, в основном, работают по "афганскому варианту" летают только по два члена экипажа - штурман и командир, а борттехник осуществляет лишь ремонт вертолета. Очень ценятся пилоты, имеющие за плечами афганский опыт. С такими командирами, говорит Вадим, чувствуешь себя увереннее. Но и на этой войне есть свои особенности: горный рельеф Чечни все-таки отличается от горного рельефа Афганистана, поэтому летать приходится несколько по-другому. До сих пор существует опасность обстрела с земли, поэтому вертолетчики летают или очень высоко - 3 - 4 тысячи метров над землей (современная зенитная ракета достает на 2 - 2,5 тысячи метров), или очень низко - до 5 метров. Сейчас, как говорят военные, пошла "зеленка", поэтому над лесными массивами летают, почти прижавшись к верхушкам деревьев - "чехи" (так называют здесь боевиков наши бойцы) не успевают заметить и сбить боевые машины. Над Грозным вертолетная авиация тоже практически не летает, так как и над ним тоже есть реальная опасность быть сбитым выстрелом из развалин когда-то огромного города (сегодня Грозный напоминает сверху Сталинград 1943 г.). Многие летчики по привычке, оставшейся еще с первой чеченской кампании, не одевают синие летные комбинезоны, практически все экипированы в зеленую камуфляжную форму сухопутных войск без каких-либо воинских знаков различия - в плен "чехи" летчиков не берут, или сразу расстреливают, или истязают до смерти. Поэтому в плен пилоты стараются не сдаваться, если остаются живыми в совершившем аварийную посадку вертолете - подрывают себя гранатами, а такие случаи были на памяти капитана. Так, по его словам, в декабре прошлого года боевиками был сбит вертолет Ленинградского военного округа, который нес свою боевую вахту в Чечне, но, хотя пилоты - командир и штурман погибли еще при падении машины, бандиты долго изуверствовали над уже мертвыми полуобгоревшими телами: надругались над ними, отрезав уши, руки, ноги и половые органы, отправив тела в таком виде в полиэтиленовом пакете в расположение федеральных войск. Вадим видел боевиков собственными глазами, например, сдавшихся в плен в селе Комсомольское, ничего страшного, на первый взгляд, они не представляют - обыкновенные деревенские парни 20 лет от роду. Удивительнее было то, что у большинства из них были новехонькие паспорта советского образца, но с проставленными в них старыми датами. Вертолеты Ми-8 и Ми-24 выполняют в Чечне различные боевые задачи: они осуществляют транспортировку войск, служат прикрытием сверху для автоколонн, ведут разведку местности, выслеживают и уничтожают бандформирования, действующие на равнинной местности и в горах. Ми-26 выполняет только транспортные перевозки. Вертолетная авиация различается также по ведомственной принадлежности, свои вертолеты есть у Министерства обороны, МВД, МЧС и погранвойск. Их вертолеты имеют свои внешние отличия, например, хвостовая балка вертолета МВД опоясана белой полосой, поэтому армейцы в шутку прозвали их "перевязанными".Технический ресурс большинства вертолетов еще до конца не отработан, без капитального ремонта их можно использовать только до 15 лет, с капремонтом - до 25 лет. В части капитана самый "молодой" вертолет, не проходивший капремонта - 1994 г. выпуска, "старушки" отлетали максимум по 12 лет. Однако, несмотря на потенциальные технические возможности эксплуатации боевых машин, не стоит забывать о том, что со временем различные агрегаты и механизмы вертолетов устаревают, увеличивается их технический износ. Иногда эксплуатация летательных аппаратов, имеющих неустраненные технические недостатки, может привести к весьма печальным последствиям, а зачастую и к человеческим жертвам. Вадим привел в пример такой случай, который произошел лет пять назад, когда порядком поизносившаяся лопасть вертолета прямо в полете, вдруг, лопнула и разломилась пополам: в результате аварии вертолет резко дернуло в сторону, и от этого рывка у всех пилотов поотрывало головы. А вообще-то, вертолетчики - люди в основном суеверные и неохотно дают интервью, особенно, перед полетом, так как считают, что это - не к добру. Это предубеждение распространяется и на фотосъемку авиамашины перед полетом. "А после полета?" - спросил я напоследок у капитана. "А после полета, как правило, - следующий полет", - ответил мне он. И это была чистая правда, ведь вертолетчикам в Чечне приходится летать почти круглосуточно - и днем, и ночью.

Источник материала и фотографий http://www.mil-moscow-helicopter.com/Rus/pub04.htm Посетить

Hosted by uCoz