“Отважный”, “Братишка” и “Все ништяк!”

Чеченская земля встречала нас неласково. Летевший из Моздока Ми-26 уже начал снижаться к площадке под Урус-Мартаном, как вдруг вертолет затрясло, и он, повисев словно в раздумье над землей, вдруг резко пошел в сторону с набором высоты. Через минуту-другую летчики начали пачками отстреливать тепловые ракеты, а борттехник, стараясь перекрыть шум винтов, прокричал из кабины в чрево машины: - У кого есть оружие - приготовьте! Идем на вынужденную! Новость эта никого особенно не тронула. Только молоденький сержант в новеньком “камуфляже” беспокойно глянул в иллюминатор. Сидевшие на “спальниках” майор и капитан с задубевшими от солнца и ветра лицами привычным движением неторопливо подсоединили к автоматам отстегнутые перед полетом магазины. По-хозяйски извлекли из своих ящиков какие-то железяки два “краповых” берета. Прапорщик-разведчик даже присвистнул, когда через минуту эти “железяки” превратились в 9-миллиметровые штурмовые автоматы - последнее чудо конструкторской мысли ижевских мастеров. Едва колеса коснулись земли, все “оруженосцы” попрыгали на землю. И тут же заняли круговую оборону. - Самое “духовское” местечко, - оглядев окрестности наметанным взглядом, сказал один из попутчиков. “Вертушка” села на краю зеленеющего поля где-то между Самашками и Грозным. Метрах в трехстах виднелись крыши села - оттуда до самого поля тянулась густая “зеленка”. - Если и прилетит “привет”, то только оттуда, - продолжал офицер, поправив болтающуюся на поясе кобуру, где лежал почти бесполезный сейчас ПМ. Экипаж тем временем, открыв люки, “потрошил” машину, понимая, что огромный “двадцать шестой” - слишком удобная мишень даже для неопытного гранатометчика. Вертолетчики что-то мудрили с тягами, проверяли реле, то и дело поглядывая в небо над недалеким хребтом. Скоро стало понятно, что экипаж не возносил молитвы, а ждал прикрытия. Два Ми-24, похожие на осторожных хищников, подошли со стороны Урус-Мартана и на малой высоте, словно принюхиваясь, начали прощупывать окрестности, все расширяя круги вокруг нас. Через четверть часа их сменила другая пара “летающих танков”. Воздушная карусель прибавляла спокойствия и уверенности, но ни один из стрелков на земле не покинул своей позиции - война учит осторожности. Вертолетчики тем временем закончили колдовать над двигателем Ми-26 и, спустившись вниз, о чем-то невесело доложили командиру. Тот оглядел лежащее в траве воинство: - Придется, мужики, тут загорать, пока не подошлют другой “борт” - наша “ласточка” на сегодня отлеталась. Что-то с автоматом перекоса - есть такая хреновина… А в Урус-Мартане не рискнули сесть потому, что рядом были другие “вертушки”. Всем бы был капут. Все тот же невозмутимый майор-связист подытожил: - Молодцы, черти! Сначала о друзьях-товарищах думают, потом о себе. Вот и эти, - ткнул он пальцем в очередную пару “двадцатьчетверок”, - за своими присматривают, аки пастыри. Боевое братство вертолетчиков внушало уважение. Через час рядом сел Ми-8, из которого горохом ссыпался спецназ, тут же прочесавший подозрительную “зеленку” и занявший оборону по соседству с нашими стрелками. С разведчиками прилетел инструктор вертолетного полка, который, выслушав экипаж, только покачал головой. - Снимайте радиостанцию. Лечу сам, - тихо сказал он после минутного раздумья.
По тому, что никто не стал спорить, было понятно: авторитет у инструктора непререкаем. Минут через пять завращались лопасти машины и огромный Ми-26 тяжело оторвался от земли. - Дойдет? - спросили мы. - Этот дойдет. И летчик классный, и мужик отчаянный, - ответил кто-то из членов оставшегося на поле экипажа… Вертолетчики в Чечне - в особом почете. Особенно у пехоты. За что? Да за ту самую отчаянность, без которой туго бы пришлось штурмовым отрядам на земле. В одном из полков Западной группировки майор Сергей П. рассказал нам такую историю: - Воюем в горах под Малым Харсеноем. Сюда техника заползти не может, все доставляем только “вертушками”. Но и им на склоне сесть - целая проблема. Кругом “зеленка”, деревья мешают. Авианаводчик у нас грамотный, определяет место, которое простреливается труднее, бойцы тут же в радиусе пятидесяти метров деревья срубают. Все понимают, что вся надежда только на вертолеты. “Борт” прилетел, завис, на одно колесо “подсел”, его человек десять руками держат, чтобы ветром не сносило, а остальные разгружают. Боеприпасов – ноль, есть уже давно нечего… А тут, как назло, “чехи” обнаглели, лупят так, что на некоторых участках головы не поднять. И погода не ахти. В общем, полный набор. Комбат доложил, что дела совсем кислые, а командир полка в ответ - дескать, не беспокойтесь, нашел прекрасного летчика, опытного, уже грузится, скоро прилетит. Готовьте площадку, при подлете дымами обозначьтесь. Какая там площадка, даже на одно колесо толком не присесть…
Первый раз он нам все с воздуха побросал, поднялся и ушел правее. А там “духи”. Ну, думаем, отлетался сокол. Нет. Он там подсел минуты на полторы, потом поднимается в воздух и передает: все, мол, нашел хорошее место, больше мне ничего не надо. Нам потом разведчики, что с ним летели, рассказывали, что он груз сбросил, потом оборачивается: “Все, мужики, приехали… Стоп, там “духи” в “зеленке”! Ща сделаем!” И прямиком туда. А там “опорник” шикарный! Окопы полного профиля, блиндаж в три этажа! “Духи” вертолет увидели и о… в смысле обалдели. Думали десант. Как сыпанули оттуда, только пятки засверкали… Но мы-то этого не знали. Сидим себе по соседству, вдруг слышим, минут через тридцать снова тарахтит… Теперь прямиком шурует. Авианаводчик чуть с ума не сошел. Орал так, что, наверное, без радиостанции слышно было: “Пятидесятый”! Туда нельзя! Нельзя!” Тот - ноль внимания. Серега станцию отшвырнул, планшетом по дереву врезал и долго-долго выговаривал, что у него в душе накопилось… Пока он нам душу изливал, “пятидесятый” на связь входит и сообщает, что у него все нормально, высадил спецназ, арткорректировщиков и теперь, если нам не нужен, уходит. Помолчали мы, а потом в эфир: “Ну, мужик, ты – безбашенный”. Он в ответ: “Да все мы здесь такие”. Потом попрощался и улетел. С тех пор мы между собой пятидесятый борт “Отважным” прозвали. Если встретите его, привет передайте. К сожалению, мы “полсотого” не встретили. Но зато встретили других знакомых. Еще в прошлой командировке в глаза бросилась эмблема на борту Ми-8 – орел, держащий в когтях барана. - Это что – “сами орлы, но иногда баранов возим”?
- Ну зачем так сразу, - ухмыльнулся командир авиагруппы подполковник Сергей Викторович Кос-ов. Но, судя по улыбкам экипажа, такой вариант толкования эмблемы тоже рассматривался. В этот раз мы увидели знакомую “птицу с добычей” в окрестностях Бамута. И тут же передали привет “камуфлированной кепке”. О ней - отдельная история… В ноябре штаб авиагруппы представлял собой палатку с печкой посередине. Перед ней висела канистра с керосином, от которой тянулась медицинская капельница. Капельница металлической трубкой уходила в каску, лежащую в печке. Капли керосина вспыхивали, печка делала вид, что греет. Подобное изобретение позволяло обходиться без дров и создавало некоторый микроклимат в палатке. Изобретатель этого “чуда техники” неизвестен, как и сроки, когда в Вооруженных Силах появятся более “прогрессивные” отопительные системы. Полог палатки откинулся, и на пороге нарисовался добрый молодец под два метра ростом в шуршащем камуфляже серо-белых тонов. - Кто старший? – сурово спросил старший лейтенант с многочисленными “лейблами” на рукавах. -Я, - коротко ответил Викторович. Молодец с сомнением оглядел не очень новую авиационную куртку без погон, потрепанный свитер и сразу перешел к делу. - В общем так, мужик. Мне в Краснодар надо. Как туда попасть? - Пошли, - все так же коротко ответил подполковник Кос-ов. Когда они вышли из палатки, он показал старлею на дорогу, уходящую за горизонт.
- Видишь? По ней все время прямо… - Да нет, мне быстро надо! - Быстро? Ну тогда бегом. - Мужик, ты не понял! Я – “краповый берет”! - А я – “камуфлированная кепка”! - ответил подполковник, явно теряя интерес к собеседнику. История закончилась благополучно. Спецназовец Внутренних войск понял, что был не прав, извинился и был посажен на ближайший борт. А мы тогда вдоволь нахохотались, слушая эту историю… На вертолетной площадке под Урус-Мартаном стояло несколько “вертушек”. Два Ми-8 были “именными”: фюзеляж одного был украшен надписью “Братишка”, другого - “Все ништяк!”. Про “Братишку” мы уже знали - его экипаж как-то ночью в густом тумане снимал с одной из высот под Борзоем раненого. Тому врачи отмерили два часа на спасение. В черной пелене не видно было ни красных сигнальных дымов, ни самой только отбитой у бандитов высоты. Но экипаж решил забрать “трехсотого” во что бы то ни стало. И вертолет до тех пор лопатил воздух, разгоняя туман, пока не увидел площадку. Так что своим спасением тот раненый обязан именно “братишкам”. Поговорить за жизнь с хозяевами “Ништяка” не получилось. Получив задачу, вертолет ушел в сторону Бамута. Глядя ему вслед, мы пожелали, чтобы у винтокрылых все соответствовало надписи на закопченном борту.

Роман БОЙКОВ
Виталий ДЕНИСОВ
Михаил СИДЕЛЬНИКОВ

Источник материала и фотографий http://www.mil-moscow-helicopter.com/Rus/pub02.htm Посетить

Hosted by uCoz