Bell Huey Cobra

Работы по созданию боевых вертолетов начались в США в 1950-х годах, когда на практике во время войны в Корее было продемонстриро-вано успешное применение легких многоцелевых и транспортных вертолетов в военных действиях

Для ускорения разработки нового боевого вертолета, потребовавшегося в связи с началом войны во Вьетнаме (1964 год), было решено использовать в его конструкции основные агрегаты и системы успевшего себя хорошо зарекомендовать в эксплуатации многоцелевого вертолета "Iroquois". Армия не разрабатывала ТТТ к этому вертолету, и фирме Bell пришлось проектировать вертолет по своему усмотрению. Для этого фирма предварительно провела разработку концепции боевого вертолета "Warrior", в процессе которой был решен ряд важных проблем и определены оптимальные компоновка вертолета и кабины экипажа и размещение вооружения, апробированные на легком экспериментальном вертолете >"Sioux Scout", являвшемся развитием легкого вертолета Bell 47.

В начале 1965 года была завершена постройка первого опытного вертолета, получившего обозначение AH-1, 7 сентября 1965 года состоялся его первый полет, в ноябре 1966 года — первый полет предсерийного вертолета. Поставки серийных вертолетов AH-1G начались в июне 1967 года, а с сентября их стали использовать в боевых действиях во Вьетнаме.

Первые серийные вертолеты Bell AH-1G, ставшие базовыми для многочисленных модификаций, имели следующие основные особенности конструкции:

Вертолеты AH-1G широко применялись в военных действиях во Вьетнаме для непосредственной поддержки наземных войск, эскортирования транспортных вертолетов и разведки. Было поставлено 1127 вертолетов AH-1G для армии США, включая тренировочные вертолеты TH-1G с двойным управлением по программе общей стоимостью 1030 млн долларов, включая стоимость НИОКР и дополнительно 38 для корпуса морской пехоты, 6 для Израиля и 8 для Испании. Цена первых вертолетов AH-1G составляла около 500 тыс. долларов, последних — около 1.3 млн долларов. Позже производились и переоборудовались следующие модификации:

AH-1Q — модификация для борьбы с танками. Начала разрабатываться в 1972 году В 1973 году было поставлено 8 предсерийных вертолетов, а в 1974 году армия выдала контракт на переоборудование 290 вертолетов AH-1G в AH-1Q, вооруженные ПТУР "Toy". Цена переоборудованного вертолета составляла около одного млн долларов;

АН-1S — модифицированный противотанковый вертолет для армии США, вооруженный ПТУР "Toy" и снабженный ГТД мощностью 1342кВт, взлетной массой, увеличенной до 4530кг, и увеличенной хордой лопастей несущего винта, имеющих сужающиеся законцовки.

В 1976 году начаты работы по переоборудованию 350 вертолетов AH-1G в модификацию AH-1S, включая 92 вертолета, ранее переоборудованных в модификацию АH-1Q. Позже в 1978-1979 гг. было поставлено 100 новых вертолетов АН-1Р, отличающихся усовершенствованным оборудованием, лопастями из стеклопластика и плоскими стеклами кабины вместо двояковыпуклых. В 1984-1985 гг. 10 вертолетов AH-1S были переоборудованы в тренировочный вариант TH-1S с системой ночного видения FLIR и комплексной наземной системой индикации и прицеливания IHADSS, используемой на боевых вертолетах АН-64А.

В 1985 г. начаты поставки для сил самообороны Японии 73 вертолетов, которые сначала собирались в США, а затем производились в Японии по лицензии. Кроме того, были заказаны 24 вертолета для Иордании, 20 для Пакистана, 10 для Израиля, 42 для Южной Кореи и 4 для Таиланда;

АН-1Е "Up-Gun" — модификация вертолета АH-1Р с увеличенной огневой мощью, с пушкой калибром 20мм на универсальной турельной установке с автоматическим выдерживанием линии прицеливания. В 1973-1979 гг. армии США поставлено 98 новых вертолетов АН-1Е;

AH-1F - противотанковый вариант, вооруженный ПТУР "Toy" с новым прицельным оборудованием с лазерным дальномером/ ЭВМ/нашлемным прицелом, доплеровской навигационной системой, системой уменьшения ИК-излучения двигателя и ИК-ловушками. Армии США поставлено 99 новых вертолетов в 1981 году, затем еще 50 вертолетов для национальной гвардии США;

АН-1S "Enhanced Cobra" - модификация с четырехлопастным несущим винтом от вертолета Bell 412, обеспечивающим меньший уровень вибраций и более высокую маневренность.

Серийное производство вертолетов АН-1 завершилось в 1986 году, но продолжается работа по их модернизации, предусматривающей установку ракет класса "воздух— воздух" "Стингер" для ведения воздушного боя и оборудования для полетов ночью, а также повышения безопасности экипажа и надежности эксплуатации. Модернизированные вертолеты АН-1 должны остаться в эксплуатации после 2000 года.

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика. Уровень пола в отсеке стрелка, который размещается перед летчиком, ниже на 0.25м. Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика, на вертолете применена усовершенствованная автономно действующая система аварийного сбрасывания окон и дверей. Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня массой 122кг. Броневыми плитами защищены сиденья летчика и стрелка и боковые панели фюзеляжа. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию снарядов калибра 23мм. Для планера вертолета использована окраска, способствующая уменьшению визуальной и ИК-заметности.

Крыло размахом 3.28м, среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в плане с небольшой стреловидностью по передней кромке (14.6°), на крыле имеются четыре узла для подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков. Средняя хорда крыла 0.83м, угол заклинения 14°.

Шасси неубирающееся лыжное, выполнено из алюминиевых сплавов с пластиковыми обтекателями стоек. Снизу для улучшения износостойкости к лыжам крепятся накладки из стали. Колея шасси 2.13м.

Несущий винт двухлопастный, полужесткий, с втулкой "тип 540", с общим горизонтальным шарниром и осевыми шарнирами типа "дверная петля". Лопасти прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, изготовлены из алюминиевых сплавов. Хорда лопасти 0.76м. Комлевые части лопастей для повышения их стойкости, чтобы противостоять попаданию снарядов калибром 23мм, сужены с обеих сторон по хорде и утолщены. Начиная с 67-го вертолета AH-1G на несущем винте используются лопасти с суженной законцовкой для уменьшения сопротивления и уровня шума, выполненные из КМ. В дальнейшем предполагается заменить двухлопастный несущий винт на четырёхлопастный, от вертолета Bell 412.

Рулевой винт двухлопастный, диаметром 2.59м, тянущий, с полужестким креплением лопастей, установлен на киле с правой стороны. Лопасти прямоугольной формы в плане с цельнометаллическим лонжероном из алюминиевого сплава и сотовым заполнителем. Хорда лопасти 0.305м.

Силовая установка состоит из одного турбовального ГТД Avco Lycoming, размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа, длина двигателя 1.21м, диаметр 0.584м, масса сухого 247кг. Воздухозаборники боковые, выхлопное сопло снабжено кожухом для охлаждения выхлопных газов наружным воздухом и снижения ИК-излучения, кроме того, сопло отклонено вверх.

Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 940кВт, состоит из редукторов несущего и рулевого винтов, промежуточного редуктора и валов, обеспечивает привод несущего и рулевого винтов и ряда агрегатов, скорость вращения несущего винта 294-324 об/мин.

Топливная система. Топливо содержится в протектированных баках емкостью 980л. На усовершенствованных вариантах вертолета используется замкнутая система пополнения топливом расходного бака. Заливная горловина за кабиной на правом борту фюзеляжа. Емкость маслобака 19л.

Система управления включает управление общим и циклическим шагом несущего винта, шагом рулевого винта и управление стабилизатором, синхронизированное с управлением циклическим шагом несущего винта. Используются две необратимые бустерные гидравлические системы, основные агрегаты которых имеют модульную конструкцию. В случае необходимости управление рулевым винтом может осуществляться вручную. Органы управления в кабине летчика стандартного типа. В кабине стрелка с правой стороны установлена рукоятка управления циклическим шагом, слева — рычаг управления общим шагом; установлены педали путевого управления. Вертолет оснащен автоматической системой повышения устойчивости и улучшения управляемости SCAS.
Гидравлическая система имеет давление 10.3мПа и производительность 22.7л/мин.

Электрооборудование включает стартер-генератор постоянного тока напряжением 28В и силой тока 300А, никель-кадмиевый аккумулятор напряжением 24В и емкостью 22А*ч, 2 преобразователя постоянного тока в переменный на 100 В-А каждый и трансформатор на 50 В-А.

Электронное оборудование включает станцию связи с ЧМ AN/ АРС-114, коротковолновую станцию связи с AM AN/ARC-164 и станцию связи метрового диапазона с AM AM/APC-115. На модернизированных вертолетах AH-1S установлены доплеровская навигационная система AN/ASN-128, приемник радиолокационного обнаружения APR-39, передатчик активных ИК-помех AN/ALQ-144, индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резервный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания АМ/АРХ-100, подсистема воздушных данных GEC М-143.

Вооружение состоит из системы М65 с 8 ПТУР Hughes "Toy", подвешиваемыми под крылом на внешних пилонах, и универсальной турельной установки М197 с трехствольной пушкой Гэтлинга калибром 20мм с боезапасом 750 снарядов и скорострельностью 730 выстрелов в минуту. Пушка управляется летчиком или стрелком с помощью нашлемного прицела или оптического прицела наведения ракет "Toy" M-65. Углы обстрела 100° по азимуту и по возвышению 50° вверх и 22° вниз. На первых модификациях использовалась турельная установка ХМ28 с двумя пулеметами "Миниган" калибром 7.62мм с боезапасом 4000 патронов каждый или два гранатомета калибром 40мм с боезапасом 300 гранат (или один пулемет и один гранатомет). Начиная со 101-го вертолета устанавливается подсистема управления подкрыльными подвесками М138, со 199-го вертолета устанавливаются: подсистема управления огнем, включая нашлемный индикатор для летчика; цифровая ЭВМ управления огнем; всенаправленная воздушная система для повышения точности стрельбы и лазерный определитель дальности; предусмотрена также возможность установки автоматического лазерного устройства наведения AN-AAS-32 и стабилизированного прицела с лазерным дальномером для наведения ракет "Toy" или прицела, связанного с бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей в передней полусфере.

Е.Ружицкий "ВЕРТОЛЕТЫ"

Схема вертолета AH-1

АН-1 "Хью кобра" является первым специально сконструированным вертолетом, предназначенным для огневой поддержки сухопутных войск, сопровождения транспортных вертолетов, огневой подготовки района десантирования и его изоляции. Он создан фирмой "Белл" на базе вертолета UH-1D "Ирокез" и имеет 85% общих с ним деталей. Опытный образец вертолета совершил первый полет 7 сентября 1965 года. Серийные вертолеты, получившие обозначение АН-1G, начали поступать в подразделения американской армии в июне 1967 года, а с сентября того же года началось их боевое использование во Вьетнаме.

Особенностью вертолета является узкий фюзеляж самолетного типа, ширина поперечного сечения которого уменьшена по сравнению с UH-1 почти в три раза. В передней части фюзеляжа находится двухместная кабина экипажа. Пилот и стрелок-оператор бортового вооружения располагаются по схеме "тандем", причем кресло пилота находится сзади и несколько выше кресла стрелка-оператора. Экипаж, боеприпасы, топливные и масляный баки и наиболее важные узлы силовой установки защищены броней, общий вес которой составляет 122кг.

Вертолет снабжен среднерасположенным прямым крылом небольшого размаха, предназначенным как для частичной разгрузки несущего винта, так и для подвески вооружения или дополнительных топливных баков.

Силовая установка вертолета АН-1G состоит из одного газотурбинного двигателя фирмы "Лайкоминг" мощностью 1400 л.с, установленного в верхней части фюзеляжа за кабиной экипажа. Емкость протектированных топливных баков составляет 980л.

Для снижения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне выхлопные газы двигателя охлаждаются наружным воздухом. Силовая установка приводит в движение двухлопастные несущий и рулевой винты. По сообщениям печати, лопасти несущего винта способны противостоять попаданиям снарядов калибром 23мм.

Вертолет имеет лыжное шасси, однако разработана также его модификация с убирающимся в полете колесным шасси. Выпускались следующие модификации вертолета:

Стрелково-пушечное вооружение первых модификаций вертолета состояло из встроенной в носовой части фюзеляжа шестиствольной пулеметной установки "Миниган" калибром 7.62мм с темпом стрельбы 1600 или 4000 выстрелов в минуту или из одной-двух установок "Миниган" и одного-двух 40-мм автоматических гранатометов. Начиная с 1969 года вертолеты вооружались шестиствольной авиапушкой калибром 20мм с боезапасом 1000 патронов и темпом стрельбы 750 выстрелов в минуту. Имеются также модификации с трехствольной авиапушкой калибром 20мм и одноствольной авиапушкой калибром 30мм.

Управление стрелково-пушечным вооружением вертолета осуществляется одним стрелком-оператором. Летчик может вести огонь из носовой турельной установки, после того как она будет возвращена в исходное положение, когда стрельбу можно вести только в направлении, совпадающем с продольной осью фюзеляжа вертолета.

Для действий по площадным целям на четырех узлах подвески под консолями крыла могут устанавливаться пусковые неуправляемые ракеты калибром 70мм. Прицел для использования этих установок смонтирован на рабочем месте пилота.

В марте 1965 года компания Bell начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Model 204 (UH-1B/-1C "Iroquois"). Предполагалось обеспечить Армию США пробным вертолетом, который объединял в себе новый узкий фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и трансмиссию вертолета UH-1C. Опытный образец поднялся в воздух 7 сентября 1965 года. Вертолет, обозначенный Bell Model 209, испытывался начиная с декабря того же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 года.

Получивший в итоге обозначение AH-1G и имя "Huey Cobra", вертолет был поставлен в Армию США в июне 1967 года. Интерес Корпуса морской пехоты США к этому вертолету привел к закупке в 1969 году 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта AH-1J "Sea Cobra", заказанных в мае 1968 года. Экземпляры, в основном подобные армейскому вертолету АН-1G, поставлялись в ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z.14) и в Израиль (6 машин).

Вертолет "Huey Cobra" имеет небольшие крылья, которые разгружают несущий винт в горизонтальном полете и несут узлы подвески вооружения. Это вооружение включает ракеты со складывающимся оперением или пулеметные контейнеры. Дополнительно в нижней носовой части вертолет имеет турель М-28, которая вмещает либо два пулемета, либо два 40-мм реактивных гранатомета. Броневая защита обеспечена в виде боковых панелей и кресел из материала Норок.

ВАРИАНТЫ

* * *

Технические данные вертолета AH-1S:

Силовая установка: 1 x ГТД Avco Lycoming T53-K-703 взлетной мощностью 1342кВт, диаметр несущего винта: 13.41м, длина с вращающимися винтами: 16.18м, длина фюзеляжа (без пушки): 13.59м, ширина: 0.99м, высота: 4.09м, максимальный взлетный вес: 4535кг, вес пустого снаряженного: 2993кг, непревышаемая скорость: 315км/ч, максимальная крейсерская скорость с ПТУР "Тоу": 227км/ч, максимальная скороподъемность: 8.22м/с, статический потолок без учета влияния земли: 3720м Источник материала и фотографий http://avia.russian.ee/vertigo/lok_cheyenne-r.html Посетить

http://avia.russian.ee/vertigo/bell_ah-1-r.html

Hosted by uCoz