Рис.1. Защитная зона ПВО |
Для выполнения атаки даже предварительно разведанной цели ударный вертолет вынужден появиться в зоне видимости ПВО для ее обнаружения и распознавания, что требует вполне определенных временных затрат. Поэтому при атаке бронетехники с рубежей, удаленных до 4 км (зона совместных действий ЗСК и ЗРК), боевые вертолеты Ми-24 располагают считанными секундами на прицеливание, применение средств поражения и экстренный уход за укрытие или преграду. В этом случае М-24 могут применять только НАР и стрелково-пушечное вооружение, время на прицеливание и стрельбу для которых исчисляется 2-3 секундами. Пуски ПТУР с рубежей до 4 км невозможны, так как необходимое время их подготовки к старту и наведения на цель почти вдвое превышает работное время ЗСК и ЗРК. Неуправляемое ракетное и стрелково-пушечное оружие Ми-24 имеет эффективную прицельную дальность стрельбы не более 1,5...2 км. В связи с этим они в каждой атаке вынуждены идти на опасное сближение с комплексами ПВО. Необходимо констатировать, что объектовое ПВО полностью лишило Ми-24 возможностей атак прикрытых ею целей с рубежей, удаленных на 2...4 км. На поиск цели и ее атаку с рубежей 4...6 км (максимальная дальность ПТУР "Фаланга-ПВ" и "Штурм"-5000 м) ЗРК дает Ми-24 не более 15...20 секунд. Применение ПТУР с указанных дальностей по совокупно затрачиваемому времени на обнаружение и распознавание цели, прицеливание, пуск и наведение ракеты в цель практически невозможно из-за превышения работного времени ЗРК. Таким образом, применение вертолета Ми-24 для уничтожения целей, прикрытых объектовой ПВО, стало невозможным. Его удел - локальные военные конфликты, в которых противник таким ПВО не располагает.
Вертолет Ми-24 выдержал суровую проверку почти в 30 локальных конфликтах и оправдал возлагавшиеся на него надежды в условиях неорганизованного объектового ПВО. Созданный для Европейского театра военных действий, в условиях высокогорья и высоких температур наружного воздуха в Афганистане он существенно утратил свою эффективность. Потребовался комплекс доработок по увеличению мощности двигателей и расширению арсенала средств поражения, что неизбежно сказалось на увеличении его полетной массы. В Афганистане ему впервые пришлось встретиться с системой ПВО объектов. Ее преодоление для нанесения ударов приводило к неоправданным потерям. По оценке военных Ми-24 утратил маневренность вследствие большой массы, которая была обусловлена его многоцелевым назначением: наносить удары и выполнять задачи по переброске десанта. В США на замену АН-1S "Кобра-ТОУ" форсированно создавался в это время боевой вертолет нового поколения. Проводиться три конкурса нескольких вертолетных фирм с постройкой экспериментальных образцов и их оценкой в полигонных условиях с учетом противодействия объектовой ПВО. В результате появился вертолет АН-64А "Апач", который с 1984 года стал выпускаться серийно и по всем параметрам превзошел Ми-24. В отличии от Ми-24 "Апач" создавался как элемент разведывательно-ударного комплекса, в который входил также и вертолет разведчик ОН-58D. В состав его комплекса бортового оборудования входила оптическая, телевизионная, тепловизионная и лазерная аппаратура разведки, целеуказания и подсвета целей в интересах "Апача", самолетов или артиллерийских и ракетных установок, расположенных на закрытых позициях. Все, что было изложено выше в части анализа боевых возможностей и эффективности армейских вертолетов, а также тактики их применения постоянно систематизировалось специалистами ОКБ Камова с момента проигрыша в конкурсе вертолета Ка-25Ф с Ми-24.
Руководство фирмы понимало, что наступит такой момент, когда ОКБ будет вновь привлечено к конкурсу на боевой вертолет нового поколения. Чтобы выиграть в предстоящем конкурсе, необходимо было обосновать собственное видение-концепцию применения боевых вертолетов в новых условиях. Важно было заблаговременно проработать в ней новые, нестандартные подходы совместно со специалистами НИИ МАП, ВВС и сухопутных войск. Эта новая концепция применения ударных винтокрылых штурмовиков, инициируемая специалистами ОКБ, должна была стать неотъемлемой частью новой доктрины проведения наземно-воздушной операции отечественных сухопутных войск. Такой момент наступил в 1975 году. Министерство обороны заказало ОКБ Н.И. Камова и ОКБ М.Л. Миля постройку на конкурсной основе боевых экспериментальных вертолетов для выбора одного из них на смену Ми-24. На суд экспертов фирма КАМОВ представила одноместный вертолет Ка-50 соосной схемы с двумя ГТД ТВ3-117, бронированной кабиной от бронебойных пуль калибра 12,7 мм и осколков снарядов калибра до 23 мм, катапультным креслом для спасения пилота, бортовым интегральным радиоэлектронным комплексом, мощным разнообразным вооружением, способный успешно поражать заданные цели и выживать в условиях интенсивного огневого противодействия на поле боя в ХХI веке. Конструкторы фирмы КАМОВ и военные специалисты при создании Ка-50 в основу концепции его применения положили два основополагающих принципа. Первый из них предусматривает наилучшим образом использование накопленного опыта по применению оружия с дальностей до 5 км по сравнению с существующими отечественными боевыми вертолетами. Этому, в частности, способствует система аппаратурного обмена информацией между вертолетами в группе, с вертолетом-разведчиком, самолетами и командными пунктами для получения точного целеуказания. Второй принцип базируется на обеспечении возможностей поиска и атаки целей с рубежей более 6 км, находящихся вне пределов опасной зоны ПВО. Этот так называемый "принцип длинной руки" на вертолете Ка-50 удалось осуществить благодаря способности обзорно-поисковой системы обнаруживать и распознавать танк на дальности до 10 км, а ПТУРу "Вихрь" - поражать его на расстоянии до 8 км с высокой вероятностью.
Методика применения ударных Ка-50 базируется на выполнении низковысотных полетов с использованием маскирующих свойств местности вне пределов видимости ЗСК и ЗРК. Затем производится кратковременный "подскок" для обзора впереди лежащей поверхности с последующим уходом за укрытие. При необходимости "подскоки" повторяются со сменой укрытий с целью максимально затруднить возможность обнаружения вертолетов объектовой ПВО. Боевой тактический прием по обнаружению и распознаванию бронетехники противника, прикрытой ПВО, представлен на рис. 2.
Рис.2.Тактика применения боевого вертолета |
Фрагмент боевой операции с применением ударных вертолетов Ка-50 представлен на рис.3. Цифрами 1, 2, 3 на нем обозначены возможные позиции боевого вертолета для обнаружения и распознавания целей, а цифрами 4- рубежи атаки с применением ПТУР.
Рис.3.Фрагмент боевой операции |
К моменту начала проектирования новой машины конструкторы фирмы КАМОВ, ряд ученых и военных практиков пришли к пониманию того, что романтический период господства боевых вертолетов над танками закончился с образованием эффективной объектовой ПВО. Винтокрылый штурмовик лишился возможности самостоятельно разведывать цели, а потом их уничтожать. Для осуществления разведки он не располагает необходимой аппаратурой. Предстояло избавиться от иллюзий о том, что обзорно-поисковая система (ОПС) вертолета может эффективно использоваться для разведки малоразмерных подвижных целей типа танк или БМП и особенно замаскированных. Задача ОПС состоит в том, чтобы обеспечить обнаружение уже разведанной цели и распознать ее. Чем более точно определены координаты цели в процессе разведки и быстро переданы на борт вертолета, тем летчик с помощью ОПС быстрее ее обнаружит. С образованием армейской авиации в стране, а потом авиации сухопутных войск разведка целей в интересах ее боевых вертолетов стала такой же необходимой, как и для боевых самолетов, входящих в состав других родов авиации. На винтокрылые штурмовики должна работать сбалансированная система разведки, включающая космическую, авиационную, агентурную и другие необходимые составляющие. В своем составе она должна иметь вертолеты-разведчики, воздушные командные пункты управления и авиационных наводчиков на передовых позициях подразделений сухопутных войск, оснащенных аппаратурой для передачи координат целей боевым вертолетам. Для осуществления разведки целей в интересах боевых вертолетов армейской авиации (Ми-24 и Ка-50) фирма КАМОВ параллельно с созданием боевого вертолета нового поколения разрабатывала вертолет- разведчик на базе новой винтокрылой армейской машины Ка-60. Он должен был аппаратурно взаимодействовать с системой разведки ("Взмах"), имеющей также летательные аппараты-разведчики целей на дальних рубежах. Его проектирование было доведено до защиты эскизного проекта и макета, а также создания комплектов аппаратуры для опытных образцов машины. Известные события, связанные с развалом СССР, не позволили довести этот проект до реализации.
Для ведения разведки целей армейская авиация может использовать беспилотный вертолет Ка-137. В настоящее время строится опытный образец. Неоценимую помощь для вертолетов армейской авиации и комплексов ПВО по своевременному выявлению боевых вертолетов противника сможет оказать вертолет радиолокационного дозора Ка-31. Он способен с помощью мощной РЛС в любых погодных условиях на дальностях 100...150 км обнаруживать воздушные цели, в том числе низколетящие. Двадцать целей Ка-31 способен взять на автосопровождение с передачей данных о них автоматически на командные пункты. Вертолет Ка-50, ныне известный как "Черная акула", был подвергнут жесткой проверке в процессе сравнительных с Ми-28 государственных испытаний (1984-1986 г.г.) в условиях, близких к боевым. Головными институтами МАП и ВВС Ка-50 был выбран в качестве победителя в конкурсе для замены Ми-24. Он превосходил своего соперника по летно-техническим, взлетно-посадочным и маневренным характеристикам, боевой живучести, эксплутационной технологичности и эффективности вооружения. В качестве примера: Ка-50 имел на 1000 м более высокий статический потолок, в 2 раза большую вертикальную скороподъемность на высоте 2500 м, более высокую вертикальную перегрузку и на 3000 м большую максимальную дальность пуска ПТУР с заданной вероятностью попадания в цель. После завершения государственных испытаний в 1995 году указом Президента Ка-50 принят на вооружение армии России, с 1991 года выпускается серийно на ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина". По критерию "эффективность-стоимость" в своем классе ему нет равных в мире. Ка-50 Вертолет Ка-50 в полной мере отвечает визитной карточке фирмы КАМОВ: уникальная соосная схема, насыщенный бортовой интегральный комплекс оборудования и вооружения, а также один пилот. Фирма КАМОВ продолжает совершенствование боевых вертолетов семейства Ка-50. В 1997 году построена его ночная модификация. В 1997 году в июне впервые поднялся в воздух вертолет Ка-52 "Аллигатор" - многоцелевой всепогодный боевой вертолет, двухместная модификация Ка-50. Ка-52 В 1999 году построен натурный макет боевого Ка-50-2 с тандемным расположением пилотов. Впервые в мировой практике вертолетостроения на базе одного вертолета-носителя для взыскательного заказчика предлагаются: Ка-50 с одним пилотом, Ка-52 с расположением двух кресел "бок о бок" и Ка-50-2 с тандемным расположением двух кресел пилотов. Российская фирма КАМОВ объявила о создании новой модернизации широко известного вертолета Ка-50. Им стал вариант вертолета Ка-50-2, предлагаемый в качестве конкурента по программе АТАК боевого вертолета Турции. Боевые ударные вертолеты составляют основу армейской авиации. Именно они определяют ее мощь, адаптивность к различным условиям боевых действий и быстро изменяющейся тактической обстановке. Первым боевым ударным вертолетом России нового поколения является одноместный Ка-50 "Черная акула". В жесткой конкурентной борьбе он выиграл тендер министерства обороны, в 1995 году принят на вооружение армии и выпускается серийно. Вертолет построен по соосной схеме несущих винтов, которая обеспечила ему достижение среди боевых вертолетов наивысших значений энерговооруженности, вертикальной скороподъемности и статического потолка. Отсутствие рулевого винта и существенно меньшие моменты инерции позволяют ему в сочетании с вертикальной перегрузкой 3,5 ед. выполнять маневры, недоступные другим вертолетам, для занятия в кратчайшее время выгодной атакующей позиции.
По критерию "эффективность - стоимость" Ка-50 не имеет себе равных среди всех существующих боевых вертолетов. Тем не менее, опыт применения боевых вертолетов почти в 30 локальных конфликтах показал, что успех армейской операции зависит не от удачных одиночных действий винто-крылых штурмовиков, а от эффективности группы в целом, в которую они входят. С целью расширения тактических возможностей вертолета-штурмовика Ка-50 фирма КАМОВ предлагает в дополнение к нему двухместные модификации по схеме "бок о бок" и "тандем". Существенной особенностью всех перечисленных модификаций является их высокая унификация между собой. Конструктивные отличия, тем не менее, позволяют достигнуть максимальной эффективности, благодаря открывающимся дополнительным возможностям, которые реализуются при различных конструктивных решениях кабин. Каждый пилот на двухместной машине может пилотировать вертолет без ограничений. Командир экипажа и группы во время управления воздушной операцией и поддержания связи с командными пунктами наземных войск свободен от пилотирования машины. Информационно-управляющее поле кабины экипажа оптимизировано как для решения задач управления группой винтокрылых штурмовиков, так и успешного применения всего арсенала средств поражения. Экспортный вариант Ка-50-2, принимающий участие в тендере по выбору боевого вертолета для турецких наземных войск, успешно выдержал первый этап соревнований с зарубежными конкурентами "Тигр", "Мангуста" и "Апач". Турецкие летчики, пилотировавшие вертолет Ка-50-2, единодушно отметили необычно легкое управление вертолетом и высочайшую маневренность, особенно в условиях высокогорья Уникальность базового вертолета-носителя Ка-50 позволяет фирме КАМОВ быстро реализовать пожелания заказчика. На авиасалоне в Ле Бурже была продемонстрирована модель вертолета Ка-50-2 "Erdogan", удовлетворяющая всем требованиям тендера по программе АТАК для Турции. Впервые в мировой практике вертолетостроения на базе одного вертолета-носителя взыскательному Заказчику на выбор представляется три варианта винтокрылого штурмовика: с одноместной кабиной, двухместной кабиной с креслами "бок о бок" и с тандемным расположением кресел. При этом сохраняются высочайшие летно-технические характеристики базовой конструкции.
Информация с сайта http://www.kamov.ru