Интервью перед полетом не даем
Капитан Вадим - вертолетчик. Летает на Ми-8. Участвовал
в первой чеченской войне, четыре месяца уже на второй, и ему порядком
надоело воевать, хотя вообще любит ездить в командировки. Дома у него
осталась молодая жена с пятилетним сыном, наверное, поэтому по
прошествии четырех месяцев в Чечне его сильно тянет домой. Он
борттехник, кроме него в экипаже еще есть командир и штурман, но на этой
войне, как и на предыдущей, пилоты, в основном, работают по "афганскому
варианту" летают только по два члена экипажа - штурман и командир, а
борттехник осуществляет лишь ремонт вертолета. Очень ценятся пилоты,
имеющие за плечами афганский опыт. С такими командирами, говорит Вадим,
чувствуешь себя увереннее. Но и на этой войне есть свои особенности:
горный рельеф Чечни все-таки отличается от горного рельефа Афганистана,
поэтому летать приходится несколько по-другому. До сих пор существует
опасность обстрела с земли, поэтому вертолетчики летают или очень высоко
- 3 - 4 тысячи метров над землей (современная зенитная ракета достает на
2 - 2,5 тысячи метров), или очень низко - до 5 метров. Сейчас, как
говорят военные, пошла "зеленка", поэтому над лесными массивами летают,
почти прижавшись к верхушкам деревьев - "чехи" (так называют здесь
боевиков наши бойцы) не успевают заметить и сбить боевые машины. Над
Грозным вертолетная авиация тоже практически не летает, так как и над
ним тоже есть реальная опасность быть сбитым выстрелом из развалин
когда-то огромного города (сегодня Грозный напоминает сверху Сталинград
1943 г.). Многие летчики по привычке, оставшейся еще с первой чеченской
кампании, не одевают синие летные комбинезоны, практически все
экипированы в зеленую камуфляжную форму сухопутных войск без каких-либо
воинских знаков различия - в плен "чехи" летчиков не берут, или сразу
расстреливают, или истязают до смерти. Поэтому в плен пилоты стараются
не сдаваться, если остаются живыми в совершившем аварийную посадку
вертолете - подрывают себя гранатами, а такие случаи были на памяти
капитана. Так, по его словам, в декабре прошлого года боевиками был сбит
вертолет Ленинградского военного округа, который нес свою боевую вахту в
Чечне, но, хотя пилоты - командир и штурман погибли еще при падении
машины, бандиты долго изуверствовали над уже мертвыми полуобгоревшими
телами: надругались над ними, отрезав уши, руки, ноги и половые органы,
отправив тела в таком виде в полиэтиленовом пакете в расположение
федеральных войск. Вадим видел боевиков собственными глазами, например,
сдавшихся в плен в селе Комсомольское, ничего страшного, на первый
взгляд, они не представляют - обыкновенные деревенские парни 20 лет от
роду. Удивительнее было то, что у большинства из них были новехонькие
паспорта советского образца, но с проставленными в них старыми датами.
Вертолеты Ми-8 и Ми-24 выполняют в Чечне различные боевые задачи: они
осуществляют транспортировку войск, служат прикрытием сверху для
автоколонн, ведут разведку местности, выслеживают и уничтожают
бандформирования, действующие на равнинной местности и в
горах. Ми-26 выполняет только транспортные перевозки. Вертолетная авиация
различается также по ведомственной принадлежности, свои вертолеты есть у
Министерства обороны, МВД, МЧС и погранвойск. Их вертолеты имеют свои
внешние отличия, например, хвостовая балка вертолета МВД опоясана белой
полосой, поэтому армейцы в шутку прозвали их
"перевязанными".Технический ресурс большинства вертолетов еще до конца не
отработан, без капитального ремонта их можно использовать только до 15
лет, с капремонтом - до 25 лет. В части капитана самый "молодой"
вертолет, не проходивший капремонта - 1994 г. выпуска, "старушки"
отлетали максимум по 12 лет. Однако, несмотря на потенциальные
технические возможности эксплуатации боевых машин, не стоит забывать о
том, что со временем различные агрегаты и механизмы вертолетов
устаревают, увеличивается их технический износ. Иногда эксплуатация
летательных аппаратов, имеющих неустраненные технические недостатки,
может привести к весьма печальным последствиям, а зачастую и к
человеческим жертвам. Вадим привел в пример такой случай,
который произошел лет пять назад, когда порядком поизносившаяся лопасть
вертолета прямо в полете, вдруг, лопнула и разломилась пополам: в
результате аварии вертолет резко дернуло в сторону, и от этого рывка у
всех пилотов поотрывало головы. А вообще-то, вертолетчики - люди в
основном суеверные и неохотно дают интервью, особенно, перед полетом,
так как считают, что это - не к добру. Это предубеждение
распространяется и на фотосъемку авиамашины перед полетом. "А после
полета?" - спросил я напоследок у капитана. "А после полета, как
правило, - следующий полет", - ответил мне он. И это была чистая правда,
ведь вертолетчикам в Чечне приходится летать почти круглосуточно - и
днем, и
ночью.
|