СИКОРСКИЙ ПРОТИВ КАМОВАИли что может быть страшнее вертолетной атакиНедавно в Москве побывал сын знаменитого вертолетных дел мастера Игоря Сикорского -- Сергей Сикорский, экс-директор «Сикорский Эркрафт». Официально он приехал на Международные научные чтения, посвященные творческому наследию И.И. Сикорского. На самом же деле бывшего директора главной вертолетной компании США привели в Россию совсем другие дела... Сикорского на протяжении всего его визита окружала свита, состоявшая из крепких и вежливых американцев в штатском. Один из них, внимательно посмотрев на меня, сказал, что на интервью с Сикорским у меня есть «онли эйт минитс энд ноу рекордс!» -- только восемь минут и никакой записи. Я послушно убрал диктофон... Пока я задавал вопросы, этот молодой человек издалека показывал мне растопыренные пальцы -- семь, шесть, пять, четыре, три, два, один... -- сколько еще минут у меня осталось. Думаю, он остался недоволен, потому что проговорили мы с его патроном ровно в два раза больше. Сикорский в России не первый раз. Внешне Сергей Игоревич похож на Сиси Кэпвела из «Санта-Барбары». Он мил и рассказывает, как начинал в Америке его отец. Сначала Игорь Сикорский безуспешно пытался организовать собственное дело с мормонами, которые его обобрали до нитки. В результате молодой эмигрант оказался на улице в потертом костюме с двадцатью долларами в кармане. И на эти последние 20 долларов вместо хлеба он купил билет на концерт Рахманинова, приехавшего на гастроли в Чикаго. После концерта Сикорский подошел в Рахманинову и поблагодарил за музыку. Увидев соотечественника, Рахманинов обнял его, за кулисами они вместе выпили, разговорились. «А сколько тебе нужно для открытия фирмы?» -- вдруг спросил Рахманинов. «500 долларов», -- сказал Сикорский. Рахманинов молча кивнул и вытащил из кармана пачку банкнот. Там было пять тысяч долларов. Так возникла самая знаменитая вертолетная фирма США. Вертолеты «Си», воевавшие во Вьетнаме и в Персидском заливе, Корее, Косове, исполнявшие «Полет валькирий» -- знаменитую вертолетную атаку на джунгли в фильме «Апокалипсис сегодня», в общем, лицо американского военного присутствия во всем мире есть детище фирмы «Сикорский Эркрафт». Которую создали в начале века за кулисами филармонии двое русских -- гениальный композитор и нищий эмигрант-изобретатель. -- Сергей Игоревич, -- провоцирую я. -- Как вы думаете, почему Игорь Сикорский предпочел Америку, а не поехал на Дон к Деникину? -- Я думаю, он просто испугался, -- отвечает седой сын за отца. И тогда я перехожу к главному, смешному вопросу: -- А если бы сошлись ваши вертолеты и наши, кто бы победил? Можно это теоретически предположить? Сикорский ловко уходит от ответа. Собственно, мне его ответ и не нужен. Я его и так знаю. Во время Ирано-иракской войны над Хорремшехром аятолла Хомейни бросил в бой свой последний резерв -- советские вертолеты, изготовленные фирмой Миля. А у Саддама Хусейна были «боинги» и «сикорские». Хусейн потерял пятьдесят три машины, Хомейни -- ни одной. Пять тысяч лет исход всех битв решали кавалеристы. В XX веке -- танки, а в XXI будут решать вертолеты... «Сикорский» продает 16% всех вертолетов в мире. «Миль» -- 17. Сикорский всюду хвалит милевские вертолеты. С одной стороны, есть за что: уж он-то никогда не забудет итога воздушного боя над Хорремшехром. С другой -- зачем так уж публично хвалить конкурента, врага? А вот они и не враги! «Сикорский» и «Миль» давно уже партнеры. Это на рынке они конкуренты, в бою -- враги, а стратегически -- партнеры. И никакого противоречия тут нет. «Миль» и «Сикорский» давно уже обмениваются техническими решениями, еще с 1947 года технологически они идут ноздря в ноздрю. Возникает вопрос: если «Миль» и «Сикорский» стратегические партнеры, то кто их стратегический конкурент? Ответ известен: тандем «Камов» -- «Боинг». Экономисты давно предсказывали, что скоро конкурировать между собой будут не страны-противники, а транснациональные корпорации, презревшие границы и политические разногласия. Ничего удивительного здесь нет, просто приятно, что Россия оказалась неожиданно развитой страной, ставшей участником подобных отношений XXI века. Хотя бы в одной области. Удивительно другое: почему знаменитый «Боинг» связался с нашим «Камовым»? Ведь вертолеты «Ка» -- аутсайдеры на рынке. В рейтинге фирм, производящих вертолеты, фирма «Камов» занимает последнее место по объему продаж! В том числе и у себя на родине! Из всех винтокрылых машин, закупленных нашим Минобороны, только 5% закуплено у этой фирмы. А министерствами обороны ВСЕХ ДРУГИХ СТРАН -- ни одного. При этом напомню, что именно фирма «Камов» произвела на свет, пожалуй, лучший в мире вертолет «Ка-50» -- знаменитую «Черную акулу». Что вообще происходит? Для прояснения осмелюсь на одну историческую аналогию. Когда-то у гениального американского конструктора Кристи министерства обороны ведущих держав -- Британии, США и Франции НЕ закупили ни одного танка. А советская фирма «Амторг» закупила у Кристи два образца. Но этого оказалось достаточно, чтобы из них потом сделали знаменитые «Т-34», которые после уже тридцать пять стран мира закупили во множестве. Вот и в вертолетном деле есть революционная компоновочная схема. Вообще в мире существуют всего две вертолетные схемы -- соосная и несоосная. Несоосная проще, соосная прогрессивнее. Несоосную все знают -- большой винт сверху, маленький на хвосте. Соосные вертолеты -- с двумя большими винтами сверху, которые вращаются в разные стороны, их делает только одна фирма в мире. Фирма Камова. Многие пытались, но ни у кого не вышло. Поэтому весь мир клепает несоосные, а камовцы упрямо делают соосные вертолеты. Да, соосная схема более сложная в производстве, обслуживании, значит, более капризная. Но за ней будущее. Простые карбюраторы тоже когда-то стояли на всех автомобилях. А потом появился попервоначалу капризный и сложный впрыск. И вытеснил карбюратор напрочь -- теперь в развитых странах карбюраторных машин не делают, они остались только в России и в недоразвитых государствах. А вот с вертолетами ситуация в корне иная! Весь мир клепает старье, и лишь одна Россия -- прогрессивную соосную схему. Вернее, две схемы сразу -- милевскую несоосную и камовскую соосную. Только соосная схема позволяет вертолетам противостоять реактивным штурмовикам и совершать «восьмерку» в двух плоскостях -- противоракетный маневр. Если бы американские «апачи» могли быстро взлететь с аэродромов Ринаса и Тузлы в апреле прошлого года и сделать этот маневр, югославские «галебы» не уничтожили бы их и косовская война была бы выиграна американцами не на словах, а на деле. Единственные машины, которые смогли бы выстоять в битве над Косовом, -- это «Черные акулы». И знаете, что еще любопытно, -- разные вертолетные концепции тянут за собой разную тактику боевых действий. Пример такой тактики мы видим в американских фильмах про Вьетнам и в документальных репортажах о боевых действиях на Кавказе. Вот вам типичная история, рассказанная очевидцем: -- Когда мы летели на «вертушке» над зеленкой -- я был первым номером на пулемете, -- мы потеряли одного бойца. Глупо потеряли: с близкой горочки кто-то пальнул из подствольника, и граната влетела внутрь вертолета. Это как раз пример отживающей тактики, когда на легкобронированном борту сидят за пулеметами живые люди. Более современный вариант -- летающий танк. Это как раз «Ка-50». Один человек в экипаже! -- максимум бронирования и огневой мощи, дальнее поражение цели. Американские фирмы «Белл» и «Боинг» придерживаются «тактики № 2». Они выпускают бронированные «хью-кобру» и «апач». Потому и дружат с фирмой Камова. Имея в виду прогрессивную соосную схему. А вот «Сикорский Эркрафт» предпочитает устаревшую «тактику № 1». Такую же, как их российские партнеры из КБ Миля. Вот почему Сикорский к месту и не к месту хвалит «Ми»! Просто он таким образом защищает на мировых рынках свою боевую схему и компоновку машины. И если теперь, после боевых испытаний в Чечне, нашим Министерством обороны будет принято решение о массированных закупках «Черных акул», это станет сигналом министерствам обороны других стран -- и тогда золотой дождь заказов прольется не на «МВЗ им. Миля» и «Сикорский Эркрафт», а на фирму Камова. Поэтому-то Сергей Сикорский приехал встретиться с нашими заинтересованными лицами, чтобы своим авторитетом и деньгами лоббировать интересы «Миля». И ему это удалось. Недаром академики и доктора в последнее время так дружно запели одну и ту же песню генералам и маршалам: «Если не будете закупать у «Миля», будет нам каюк!» Закупать милевские вертолеты, конечно, привычнее -- летчики умеют на них работать, личные связи у чиновников Минобороны с менеджерами ОАО «МВЗ им. Миля» налажены еще при коммунистах, а вертолеты Камова закупались только для флота, для наших маленьких авианосцев -- «Минск», «Киев», «Новороссийск» -- туда, где нужно быстро взлететь и в бою сделать фигуры высшего пилотажа. Без вертолетов «Ка» здесь удобнее. Можно, конечно, закупать вертолеты у «Миля». И нужно -- для МЧС, например, для аэрофотосъемки, когда к борту пристегнут фотограф. И не так страшно, что вся космическая электроника «Черных акул» стоит дорого -- в случае, если ракета в цель не попадет, то погибнет только она, а если пристегнуться с пулеметом к борту, то может погибнуть русский солдат... Я выбираю первое, но про себя думаю -- может быть, Сергей Игоревич только второго и добивается, американец он все-таки... И еще. Информация, так сказать, для размышления. «Миль» и «Сикорский Эркрафт» задумывают объединиться. Во времена «дикой приватизации» часть акций «Миля» попала к офшорным фирмам, и сейчас «Сикорский Эркрафт» хочет их выкупить. Новому совместному предприятию, которое по замыслу должно контролировать треть мирового вертолетного рынка, никак не с руки потеря заказов. Наверное, поэтому так истерично, с надрывом идет их рекламная кампания. А между тем опытным менеджерам известно, что размах рекламной кампании обратно пропорционален потребительским свойствам товара. Григорий КАРГИН |