Во второй половине 70-х
годов вертолетный парк Советских ВВС в основном составляли винтокрылые
машины ,
Ми-24
и
Ми-6
взлетной массой выше 10 т, тогда как армии США и ее союзников
комплектовались преимущественно аппаратами более легких классов. У нашей
авиации подобных машин на вооружении не было. Легкий многоцелевой
Ми-2 в
силу некоторых особенностей имел ограниченное боевое применение.
Создание нового эффективного легкого армейского вертолета в СССР
тормозилось отсутствием соответствующих концепций и, как следствие,
подходящих отечественных двигателей. Взлетная масса Ми-36
оценивалась в 3400 кг. Военные же хотели уложиться в 2500 кг, что по
расчетам было не реально при полном удовлетворении всем требованиям
технического задания. В связи с этим МВЗ, перегруженный другими
заданиями, не стал расширять проработки Ми-36. В противовес УВЗ
им. Камова предложил эффектный проект компактного однодвигательного
вертолета соосной схемы В-60 расчетной массой всего 2200 кг.
Естественно, что вооруженные силы в 1982 году предпочли камовскую
разработку. В процессе проектирования, однако, В-60 превратился в
одновинтовой двухдвигательный вертолет взлетной массой свыше 6т. Тем не
менее Российская Армия все еще не теряет надежд получить легкую
многоцелевую винтокрылую машину.
В
начале 80-х годов ситуация изменилась - ОКБ, возглавляемое О.Н.
Фаворским, начало разработку легкого вертолетного газотурбинного
двигателя мощностью 650 л.с, позднее получившего обозначение
ТВ-О-100. В июле 1981 года руководство авиационной промышленности
обратилось к МВЗ им. Миля и УВЗ им. Н.И. Камова с предложением о
создании на конкурсной основе многоцелевого легкого вертолета,
предназначенного для борьбы с бронетехникой противника, огневой
поддержки войск, транспортировки личного состава, раненых и грузов,
воздушной разведки, корректировки и целеуказания, поисково-спасательных
операций и связи. Предусматривалась возможность использования новой
машины "в паре" с боевым Ми-28
или В-80, а также в качестве корабельного целеуказателя и
корректировщика.
Сотрудники МВЗ им.
Миля подготовили проспект-предложение вертолета Ми-36. Для
силовой установки предусматривалось использовать два двигателя
ТВ-О-100, что позволяло обеспечить необходимую безопасность
полета. Облик вертолета определила одновинтовая схема с трехлопастным
несущим винтом диаметром 14.5 м и трехлопастным рулевым винтом диаметром
2.7 м. Конструкция втулок винтов позволяла значительно упростить их
эксплуатацию за счет применения торсионов, эластомерных блоков и
металлофторопластовых подшипников. Лопасти винтов были из
стеклопластика. Над втулкой несущего винта предполагалась установка
выносной обзорно-прицельной оптико-телевизионной системы, позволяющей
обнаруживать цели и осуществлять прицеливание с вертолета, висящего за
укрытием. Фюзеляж типа полумонокок состоял из двухместной бронированной
кабины экипажа, оснащенной подвижной пулеметной установкой калибра 7.62
мм, и грузовой кабины, вмещающей четырех солдат или четверо носилок с
ранеными. В задней части грузовой кабины монтировалась вторая
легкосъемная подвижная пулеметная установка калибра 7.62 мм для обстрела
задней полусферы. Круговой обстрел нижней сферы предусматривался
милевцами на основе опыта боевого применения вертолетов в Афганистане.
Под полом грузовой кабины располагались протектированные и оснащенные
пенополиуретановым заполнителем топливные баки. По бокам фюзеляжа
крепились съемные консоли для подвески вооружения: противотанковых
управляемых ракет (до 8 единиц), блоков и контейнеров неуправляемого
оружия. На потолке грузовой кабины разместились двигатели, снабженные
пылезащитными и эжекторно-выхлопными устройствами. Топливо- и
маслосистемы обеспечивали работоспособность двигателей при околонулевых
перегрузках. Шасси было трехопорное с передней опорой. Гидравлическая
система состояла из основной и дублирующей. Состав оборудования должен
был гарантировать возможность пилотирования днем и ночью в любых
метеоусловиях. Конструкторы МВЗ предусмотрели и гражданский вариант
Ми-36: для перевозки пассажиров (10 человек), грузов (до 1т), для
санитарно-спасательных работ, патрулирования и аэрогеодезической
разведки.