Во второй половине 70-х годов вертолетный парк Советских ВВС в основном составляли винтокрылые машины , Ми-24 и Ми-6 взлетной массой выше 10 т, тогда как армии США и ее союзников комплектовались преимущественно аппаратами более легких классов. У нашей авиации подобных машин на вооружении не было. Легкий многоцелевой Ми-2 в силу некоторых особенностей имел ограниченное боевое применение. Создание нового эффективного легкого армейского вертолета в СССР тормозилось отсутствием соответствующих концепций и, как следствие, подходящих отечественных двигателей.
      В начале 80-х годов ситуация изменилась - ОКБ, возглавляемое О.Н. Фаворским, начало разработку легкого вертолетного газотурбинного двигателя мощностью 650 л.с, позднее получившего обозначение ТВ-О-100. В июле 1981 года руководство авиационной промышленности обратилось к МВЗ им. Миля и УВЗ им. Н.И. Камова с предложением о создании на конкурсной основе многоцелевого легкого вертолета, предназначенного для борьбы с бронетехникой противника, огневой поддержки войск, транспортировки личного состава, раненых и грузов, воздушной разведки, корректировки и целеуказания, поисково-спасательных операций и связи. Предусматривалась возможность использования новой машины "в паре" с боевым Ми-28 или В-80, а также в качестве корабельного целеуказателя и корректировщика.
      Сотрудники МВЗ им. Миля подготовили проспект-предложение вертолета Ми-36. Для силовой установки предусматривалось использовать два двигателя ТВ-О-100, что позволяло обеспечить необходимую безопасность полета. Облик вертолета определила одновинтовая схема с трехлопастным несущим винтом диаметром 14.5 м и трехлопастным рулевым винтом диаметром 2.7 м. Конструкция втулок винтов позволяла значительно упростить их эксплуатацию за счет применения торсионов, эластомерных блоков и металлофторопластовых подшипников. Лопасти винтов были из стеклопластика. Над втулкой несущего винта предполагалась установка выносной обзорно-прицельной оптико-телевизионной системы, позволяющей обнаруживать цели и осуществлять прицеливание с вертолета, висящего за укрытием. Фюзеляж типа полумонокок состоял из двухместной бронированной кабины экипажа, оснащенной подвижной пулеметной установкой калибра 7.62 мм, и грузовой кабины, вмещающей четырех солдат или четверо носилок с ранеными. В задней части грузовой кабины монтировалась вторая легкосъемная подвижная пулеметная установка калибра 7.62 мм для обстрела задней полусферы. Круговой обстрел нижней сферы предусматривался милевцами на основе опыта боевого применения вертолетов в Афганистане. Под полом грузовой кабины располагались протектированные и оснащенные пенополиуретановым заполнителем топливные баки. По бокам фюзеляжа крепились съемные консоли для подвески вооружения: противотанковых управляемых ракет (до 8 единиц), блоков и контейнеров неуправляемого оружия. На потолке грузовой кабины разместились двигатели, снабженные пылезащитными и эжекторно-выхлопными устройствами. Топливо- и маслосистемы обеспечивали работоспособность двигателей при околонулевых перегрузках. Шасси было трехопорное с передней опорой. Гидравлическая система состояла из основной и дублирующей. Состав оборудования должен был гарантировать возможность пилотирования днем и ночью в любых метеоусловиях. Конструкторы МВЗ предусмотрели и гражданский вариант Ми-36: для перевозки пассажиров (10 человек), грузов (до 1т), для санитарно-спасательных работ, патрулирования и аэрогеодезической разведки.

      Взлетная масса Ми-36 оценивалась в 3400 кг. Военные же хотели уложиться в 2500 кг, что по расчетам было не реально при полном удовлетворении всем требованиям технического задания. В связи с этим МВЗ, перегруженный другими заданиями, не стал расширять проработки Ми-36. В противовес УВЗ им. Камова предложил эффектный проект компактного однодвигательного вертолета соосной схемы В-60 расчетной массой всего 2200 кг. Естественно, что вооруженные силы в 1982 году предпочли камовскую разработку. В процессе проектирования, однако, В-60 превратился в одновинтовой двухдвигательный вертолет взлетной массой свыше 6т. Тем не менее Российская Армия все еще не теряет надежд получить легкую многоцелевую винтокрылую машину.

Источник материала и фотографий http://www.mil-moscow-helicopter.com/Rus/mi-36.htm Посетить

Hosted by uCoz