В 1980 году после снятия
Ми-6 с
серийного производства парк этих машин стал постепенно уменьшаться.
Прекратилась и эксплуатация вертолетов-кранов Ми-10.
Их сменили в эскадрильях ВВС и отрядах ГВФ новые более мощные Ми-26.
Однако при использовании Ми-26
в народном хозяйстве выяснилось, что применение этого тяжеловоза в ряде
операций менее выгодно, чем его предшественника, так как грузы,
рассчитанные в основном на Ми-6,
имели массу 9-10 т. Таким образом в парке винтокрылых машин гражданской
авиации образовалась брешь, заполнить которую мог новый вертолет
грузоподъемностью 10—12 т. В 1990 году в соответствии с требованиями
Министерства гражданской авиации МВЗ им. Миля приступил к проектированию
транспортного вертолета Ми-46. Поскольку подходящего двигателя
мощностью 7500—8000 л.с. не было, руководители проекта обратились к ряду
ОКБ с предложением принять участие в программе Ми-46. Наилучший
проект — двигатель Д-215 мощностью 7600 л.с. на базе генератора
самолетного двигателя ПС-90А - был представлен пермским НПО
"Авиадвигатель".
Поскольку в
техническом задании Министерства гражданской авиации содержалось
требование разработки комбинированного вертолета — транспортного с
подвесной кабиной и крана, на МВЗ рассматривались различные проекты.
Транспортный вариант должен был иметь высокую эффективность, а вариант
крана - удовлетворять жесткому условию - при отказе двигателя на
монтажной операции мягко опускать груз на землю. Исследования показали,
что создать комбинированный вертолет можно, но нецелесообразно из-за
низкой весовой отдачи, а удовлетворить требованиям технического задания
могут два различных аппарата - транспортный вертолет с двумя двигателями
и вертолет-кран с тремя такими же двигателями. В качестве первого этапа
разработки заказчик определил транспортный вариант, проект-предложение
которого фирма закончила в 1992 году.
Вертолет Ми-46 имел классическую одновинтовую схему с семилопастным несущим винтом диаметром 27.6 м и пятилопастным рулевым винтом диаметром 6.2 м. При его проектировании инженеры МВЗ максимально учли опыт создания и эксплуатации Ми-26, по аналогии с которым разрабатывались общий вид, компоновка и конструкция основных агрегатов и систем перспективной машины. В то же время конструкторы внесли в проект и ряд улучшений в соответствии с последними достижениями вертолетной науки и техники: установили новый пилотажно-навигационный комплекс, применили стеклопластиковые лопасти, втулки винтов, не требующие смазки и т.д. Все эти новшества должны позволить (по сравнению с предшественниками Ми-6 и Ми-10K) существенно улучшить летно-технические характеристики, увеличить ресурс, повысить безопасность при отказе одного двигателя, снизить в два раза удельный расход топлива, упростить техобслуживание, а также повысить уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ. Расчетная масса Ми-46 - 30 т, статический потолок - 2300 м, крейсерская скорость - 270 км/ч, дальность полета с полной заправкой - 750 км.