Ми-54
В 1992 году
правительством Российской Федерации была разработана "Программа развития
гражданской авиационной техники России до 2000 года", в которой одним из
наиболее приоритетных диапазонов грузоподъемности перспективных
вертолетов был признан 1-1.3 т. Отечественная авиация остро нуждается в
вертолете, грузоподъемность которого будет средней между значениями
этого параметра у вертолетов Ми-2 и
Ми-8.
Ранее такой машиной являлся Ми-4, в
качестве замены ему рассматривался польско-советский В-3, но
после развала СЭВ поставки польской техники в нашу страну стали
проблематичными. Поэтому в 90-е годы возникла потребность в создании
отечественного винтокрылого аппарата средней грузоподъемности. В 1992
году МВЗ им. М.Л.Миля подготовил аванпроект такой машины, получившей по
аналогии с Ми-4
название Ми-54.
Вертолет
Ми-54 предназначен для перевозки пассажиров, а также грузов
внутри кабины и на внешней подвеске. Он может использоваться для
геологической разведки и нефтедобычи, в качестве корпоративного и
санитарного транспорта и для выполнения аварийно-спасательных операций,
патрулирования, аэрофотосъемки и др. Силовая установка предположительно
будет включать два перспективных двигателя АЛ-34 мощностью
900-1000 л.с. каждый, разрабатываемые в НПО "Люлька-Сатурн", или
форсированный двигатель ТВ-О-100. Возможно использование
двигателей Pratt-Whitney РТ-6. Вертолет Ми-54 скомпонован
по классической одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом
диаметром 13.5 м и четырехлопастным рулевым винтом диаметром 2.6 м. В
носовой части фюзеляжа располагается отсек оборудования и двухместная
кабина экипажа с боковыми дверями. За ней - емкая грузовая кабина (2.9 х
2.04 х 1.4 м), где можно разместить 12 удобных пассажирских кресел. По
бортам кабины расположены широкие грузовые люки, закрываемые сдвижными
дверями, а в полу — топливные баки. За грузовой кабиной находятся еще
один отсек оборудования, топливный бак и далее багажный отсек. В
конструкции фюзеляжа планируется использовать в основном традиционные
алюминиевые сплавы. Композиционные материалы будут применяться для
несиловых элементов. Шасси - трехопорное с передней опорой,
неубирающееся. Лопасти винтов - стеклопластиковые. Втулка несущего винта
- титановая с эластомерными подшипниками. Концы лопастей винтов имеют
небольшую окружную скорость, что позволяет снизить уровень шума. Система
управления - гидромеханическая. В основном варианте Ми-54
предполагается оснастить следующими системами и оборудованием:
пылезащитными устройствами двигателей, противообледенительной системой,
системой обогрева кабин, системой двойного управления,
пилотажно-навигационным комплексом для выполнения полетов в условиях
визуальной видимости, спутниковой навигационной системой, автопилотом с
расширенным составом функций. Расчетная взлетная масса вертолета – 4-4.5
т, статический потолок - 2200 м, максимальная скорость - 280 км/ч. По
летно-техническим характеристикам, топливной экономичности, надежности и
безопасности Ми-54 будет превосходить все основные серийные
вертолеты.