Ми-60МАИ
Инициаторами идеи создания сверхлегкого
вертолета Ми-60 стали МАИ и Марат Николаевич Тищенко.
Впервые
концепция сверхлегкого вертолета появилась в 1995 г. Вертолет
разрабатывался как однодвигательный двухместный летательный аппарат,
финансирование осуществлялось Министерством образования. Однако в
ходе работ под влиянием потенциальных заказчиков (в том числе военных) и
производителей, а также нормативно-законодательных актов (удовлетворение
требований к полетам над населенными пунктами) произошло изменение
концепции вертолета в сторону многоцелевого вертолета с двумя
двигателями.
Новая концепция Ми-60 МАИ — это вертолет с двумя поршневыми
двигателями М-332А Lorn Praha, с
дальностью полета 400 км, с максимальной скоростью полета 200 км/ч и
крейсерской скоростью—175 км/ч.
В 1998 г. между ОАО МВЗ им. Миля, МАИ и
«Роствертолом» было подписано соглашение для объединения усилий по
созданию этого вертолета, а уже в сентябре 1999 г. партнеры принимают
решение о строительстве технического макета и отработки
компоновки.
Впервые компоновка вертолета была выполнена в электронном виде,
что позволило использовать самые современные способы проектирования. В
ходе проектирования было проанализировано несколько вариантов поршневых
двигателей: Lycoming НЮ-360,
ВАЗ-426, Rotax 914F и М332А. Выбор был сделан в пользу последнего: при ресурсе 2000
часов, мощность двигателя на взлетном режиме — 140 л. с., на номинальном
— 115 л. с., на крейсерском — 97 л. с., при этом удельная стоимость
двигателя составила 111,4 дол./л. с., а удельный расход топлива — 0,804
кг/л. с. х., наконец, двигатель уже сертифицирован в России.
В
результате рассмотрения нескольких вариантов компоновки вертолета был
принят вариант, в котором впереди размещаются летчик и пассажир, причем
летчик распложен справа по полету, а за ним располагается еще один
пассажир, но только боком по направлению полета. Такая компоновка, по
мнению разработчиков, более благоприятна, если сравнивать с вертолетом
Schweizer 330, у которого 3 члена экипажа располагаются в один ряд, что
увеличивает ширину кабины и снижает ЛТХ.
В основу конструкции Ми-60
МАИ положена силовая ферма. Шасси полозкового типа. Была разработана
новая втулка несущего винта (НВ), которая не требует технического
обслуживания, и изменена несущая система, увеличен диаметр НВ до 10 м и
хорда лопасти до 22 см. Это позволило не только увеличить максимальную
взлетную массу до 1200 кг, но и использовать на первом этапе лопасти НВ
с другого российского легкого вертолета Ми-34С. На втором этапе будут
внедрены в эксплуатацию более совершенные уже собственные лопасти НВ.
Кроме того, они могут быть использованы и для повышения ЛТХ на
Ми-34.
В настоящее время работы ведутся по эскизному проектированию и
параллельно строится полномасштабный макет вертолета.