План практических занятий
на тренажере/симуляторе
Ми-24 «HIND95»
1. Полет вертолета (обзорный полет для
ознакомления с особенностями полета вертолета данного типа)
2. Руление (особенности)
3. Висение/Перемещение (наработка практических
навыков при выполнении висения/перемещения)
4. Взлет/Посадка (способы В/П, условия
выполнения)
5. Полеты на малых высотах
6. Полеты в горах (особенности пилотирования
вертолета при полетах в горной местности)
7. Полет по маршруту
8. Полеты ночью
9. Полеты в сложных метеорологических условиях
(СМИ)
10.
Особые случаи в полете (действия при возникновении ОСП)
11.
Боевое применение (Виды используемого вооружения, навыки при их использовании)
Вертолет
Ми-24,
представленный в данной версии симулятора HIND95,
является воплощением необузданной мощи и растущего воздушного превосходства для
любого оказавшегося за штурвалом этого уникального в своем роде вертолета.
Для того чтобы испытать
на себе все прелести реалистичного (в известной мере) полета на данном
симуляторе, необходимо, в первую очередь, установить вышеуказанный режим в
опциях программы. Сразу оговорюсь, для полноценного полета в данном режиме,
необходим не только джойстик, но и педали, поэтому курс будет рассчитан на
счастливых обладателей этого набора, тем же, кто его (набора) не имеет,
предлагается другой режим «Stable», который предусматривает
необязательное применение педалей.
Итак, Ми-24 – вертолет одновинтовой, с правым
вращением несущего винта (НВ) и хвостовым (или рулевым) винтом (ХВ). Полет
может проходить на высоте от 0 до 7000 м (в условиях стандартной атмосферы: +15
гр. Р=760 мм. рт. ст.), на скорости от 0 до 350 км/ч. Существуют довольно серьезные
ограничения по ветру. Но так как в данном симуляторе максимальных значений ветер
не достигает, их рассматривать не будем. Ограничения по взлетной массе (Мвзл)
присутствуют частично. Максимальная расчетная Мвзл =13000 кг.
Максимальная заправка 2100 кг. Расход топлива в зависимости от режима полета и
высоты полета 600 кг/час.
Вот, собственно, те
начальные данные с которыми можно перейти к следующему, я бы сказал основному практическому
занятию.
Основным навыком,
необходимым для грамотного полета на любом типе вертолета, является висение.
Висение, в зависимости от Мвзл и ветровых условий производится двумя
основными способами:
-
висение в зоне влияния воздушной подушки (ВП)
-
висение вне зоны влияния ВП
Воздушная подушка – это сила, возникающая в результате взаимодействия
воздушных потоков, отбрасываемых НВ с поверхностью земли. Одним словом очень
полезная штука в условиях хронической перезагрузки.
1)
Висение с использованием влияния ВП:
Оказавшись в кабине в-та, рекомендуется
осмотреться как внутри кабины, так и снаружи (благо, что это возможно).
Проверить показания приборов в следующей последовательности:
-
слева внизу указатель оборотов двигателя (nтк) и НВ (nнв), три столбика, два левых двигатель, последний, правый НВ
-
над ним счетчик топлива (должно быть чуть больше 2100)
-
по центру авиагоризонт
-
ниже, импровизированный GPS
-
далее высотомер, вариометр, ДИС….и т.д.
Добрые разработчики данного сим-а, в принципе
позаботились о том, чтобы сюрпризы типа: недостаточно топлива для выполнения задания
или незакрыты двигательные капоты…., не отвлекали нашего внимания, поэтому их
просто нет! Но в целях повышения дисциплины (самодисциплины в данном случае) в
подразделениях, предполетный осмотр рекомендуется все-таки проводить.
Итак, осмотр проведен, красные
сигнальные табло не горят, к взлету, как грится, готов!
Перейти на внешний обзор (F6) и осмотреть
пространство вокруг вертолета. Поскольку при выполнении висения могут быть
допущены горизонтальные смещения, желательно, чтобы на расстоянии 2-3-х диаметров
НВ не было помех и препятствий. В идеале нужно отрулить на спец. площадку или
на свободную часть рулежной дорожки.
Развернуть в-т на ветер (данные
о его силе и направлении были Вами записаны при предполетной подготовке в
планировщике миссий, кнопка «Мет»). Плавно увеличить обороты дв-лей до 65-70% (указатель
находится на HUD, в центре под шкалой курса). При достижении необходимого
значения оборотов дв-лей в-т перейдет во взвешенное положение, т.е. отрыв еще произошел,
в-т поднялся на аморт. стоиках. Отключить стояночный тормоз. В-т, при
правильной калибровке джойстика начнет катиться влево вперед. Ваша задача,
удерживать вертолет от перемещений (чего гораздо легче добиться, когда вертолет
находится во взвешенном положении, в целях тренировки конечно!).
· Для информации, вертолет советской одновинтовой системы, с правым вращением НВ, устойчиво висит с небольшим правым креном и приподнятым носом.
После того
как в-т устойчиво не двигается, можно переходить к зависанию. Плавно увеличить
обороты дв-лей на 10-15%, парируя увеличившийся разворачивающий момент правой
педалью, произвести отрыв на 2-3 м.